В химерных крысах вырастили мышиные почки из стволовых клеток. Почки получились самые обыкновенные, а вот крысы не чувствовали запаха молока. Но почки тут уже ни при чем

Японские ученые использовали стволовые клетки мышей, чтобы вырастить у крыс мышиные почки. Органы работали нормально и могли выделять мочу. Исследование показывает, что донорские почки для человека возможно вырастить в организме животного.
Мышиные почки в крысе Teppei Goto / Nature Communications / CC BY 4.0
Мышиные почки в крысе
© Teppei Goto / Nature Communications / CC BY 4.0

Вначале ученые из Японии провели операцию на зиготах крыс: с помощью системы CRISPR/Cas9 у них вырезали несколько кусков гена Sall1, отвечающего за развитие почек, и таким образом выключили его. Гомозиготные крысы, родившиеся после этих манипуляций, не имели почек. После этого ученые использовали стволовые клетки эмбрионов здоровых мышей, меченные светящимся белком GFP, и поместили их внутрь бластоцист гетерозиготных крыс-мутантов, а бластоцисты поместили в матки крыс.

Из 148 прооперированных таким образом бластоцист только 100 стали детенышами крыс, а 63 из них были химерными организмами, то есть несли в себе клетки другого вида. Белок GFP свечением выдавал мышиные клетки в организме крыс, и по уровню свечения можно было наблюдать, насколько они участвовали в создании того или иного органа. Например, кровь состояла из них примерно на 3%, а почки — полностью.

Слева — крыса с нормальным геном Sall1. В центре — крыса только с одной копией гена Sall1 на клетку. Справа — крыса без исправных копий гена. Интенсивность свечения показывает количество мышиных клеток. Правые почки соответствуют мышиным по размеру. Teppei Goto / Nature Communications / CC BY 4.0

Почки развились нормально, они были соединены мочеточниками с мочевым пузырем и, по оценке ученых, вполне могли производить мочу и выводить ее. Проверить работу мышиных почек полноценно не удалось, потому что все гомозиготные химеры (то есть такие, у которых ген Sall1 был отключен в обеих хромосомах) умерли, не прожив восьми недель из-за дефектного пищевого поведения. Как пишут ученые, клетки с отключенным Sall1 не работают как положено в обонятельных луковицах, из-за чего крысы не чувствовали запаха молока.

Ученые считают, что домашний скот можно будет использовать для выращивания человеческих почек — этот орган очень востребован. Например, в США в очереди за почкой стоит 95 000 человек, а цепочки трансплантаций иногда достигают более сотни человек за одну транзакцию.

О том, как трансплантируют почки и причем тут математическая «задача о марьяже», читайте в материале «Чердака» «Дайте две».