Гипервсасывающие участки внутренней поверхности одомашненных муравьями растений сквамеллярий. Они развились благодаря прицельным испражнениям муравьев, которые таким образом создали для себя живой домUniversity of Oxford

Прицельные испражнения превратили фиджийское растение в живой дом для муравьев

Это изменило систему поглощения азота у одомашненных муравьями покрытосеменных растений

Британские исследователи изучили строение растений с острова Фиджи, которые сажает и удобряет уникальный местный вид муравьев. Оказалось, что влияние насекомых-хозяев на одомашненные ими виды так велико, что у тех радикально изменилась система усвоения азота. Ученые предполагают, что похожие модификации могут иметь экономический смысл и для культурных растений, которые выращивают люди.

Впервые аналог сельского хозяйства появился более 50 миллионов лет назад у муравьев-листорезов, которые отгрызали кусочки зеленых листьев растений и приносили их к грибницам, давая грибам субстрат для быстрого роста. Однако до самых последних лет ученые не знали, что фиджийские муравьи Philidris nagasau, подобно людям, одомашнили не только грибы, но и покрытосеменные растения. Впрочем, цели у них несколько иные, нежели у людей, и муравьи занимаются сельским хозяйством куда дольше: по современным данным, они возделывают шесть видов растений-эпифитов, известных как сквамеллярии (Squamellaria), как минимум три миллиона лет.

Сквамеллярии растут на других деревьях, но не паразитируют на них. Муравьи собирают их семена и специально переносят в трещины в коре подходящих больших деревьев. Затем они защищают семена от тех, кто может их съесть, а после того, как те прорастут, регулярно удобряют, прицельно испражняясь на молодое растение. Со временем сквамеллярия вырастает, оставляя во внешней оболочке отверстия, в которые муравьи могут входить и выходить, а более крупные насекомые — нет. Внутри взрослые сквамеллярии пронизаны ходами, подходящими для муравьев, и вообще структура такого растения напоминает муравейник. Только в таких «живых домах» и обитают муравьи.

Эпифитное растение Squamellaria wilsonii — «живой дом» для фиджийских муравьевJohn Game / Flickr

Авторы новой работы решили изучить, как именно взаимодействие с муравьями повлияло на то, как сквамеллярии всасывают питательные вещества. Эпифит находится высоко в воздухе и не касается корнями земли. Поэтому брать азот и минералы ему почти неоткуда — пыли для этого недостаточно, особенно во влажном тропическом климате. Поэтому нужное количество питательных веществ обычно поставляют муравьи со своими экскрементами.