Индейцев доколумбовой Америки уличили в каннибализме

Американские археологи выяснили, что индейцы доколумбовой Америки, жившие на территории Ла-Кемада (нынешняя Мексика), не гнушались каннибализма. Кроме того, они особым образом царапали кости умерших, чтобы почтить их память. Останки врагов индейцы уродовали и выставляли на всеобщее обозрение.
Ла-Кемада — это археологическая зона в Мексике, известная своими оборонительными сооружениями и огромным количеством человеческих останков, которые обнаруживаются археологами не только в местах погребения умерших, но и на месте древних культовых сооружений. Зачастую на костях можно увидеть следы от царапин, глубокие порезы, отшлифованные участки, сломанные края, а на черепах — просверленные отверстия.

Американские исследователи из Университета Невады и Университета штата Аризона утверждают, что выяснили, для чего люди, населявшие Ла-Кемаду в VII-X веках, резали и ломали кости мертвых. Статья ученых опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences
. Авторы классифицировали останки, разделив их на несколько основных групп. К первой были отнесены кости со следами неглубоких порезов, свидетельствующих о тщательном их очищении от плоти умершего. Ученые предполагают, что таким образом мезоамериканцы выражали почтение усопшему.
Поврежденный череп, найденный в Ла-Кемада. Фото авторов исследования

Кости, отнесенные ко второй группе, были обожжены и сломаны. Это, по мнению ученых, свидетельствует, что соплеменники умершего не чуждались каннибализма. Останки из третьей группы наиболее часто обнаруживались у стен храмов и представляли собой черепа с просверленными отверстиями. Исследователи предполагают, что эти кости принадлежали уничтоженным врагам мезоамериканцев и специально выставлялись в людном месте с целью продемонстрировать превосходство над поверженными.

Ученые полагают, что результаты их работы свидетельствуют о том, что смерть и связанные с ней ритуалы, играли немаловажную роль в обществах доколумбовой Америки, в частности выполняя и ряд социальных функций.