Мелатонин оказался защитой от болезни Альцгеймера

Специалисты Института цитологии и генетики Сибирского отделения Российской академии наук при участии коллег из Сибирского государственного медицинского университета обнаружили, что длительный прием мелатонина значительно смягчает нарушения, вызванные болезнью Альцгеймера.

Результаты работы

Journal of Pineal Research

, коротко о них

сообщает

портал STRF.

Различают две формы болезни Альцгеймера: наследственную, которая проявляется около 40—50 лет, и спорадическую, которая развивается после 65 лет. Принято считать, что центральным событием в патогенезе болезни Альцгеймера становится накопление нейротоксических форм пептида

амилоида-β (Аβ)

, что вызывает образование амилоидных бляшек и каскад событий, приводящих к прогрессирующей потере нервных клеток и развитию деменции (слабоумия). Однако в последние годы появляются доказательства того, что механизмы патогенеза наследственной и спорадической форм болезни Альцгеймера могут быть различными.

Если при наследственной форме токсический

амилоид Аβ

накапливается в мозге пациентов из-за нарушения процессинга белка-предшественника

амилоида-β (AРР)

, то у больных спорадической формой болезни Альцгеймера, составляющей примерно 95% всех случаев заболевания, основной причиной могут быть процессы, происходящие в синапсах нейронов.

Одним из перспективных протекторов центральной нервной системы считают гормон эпифиза мелатонин. У животных он препятствует развитию нейродегенеративных изменений. Новосибирские ученые работали с линией преждевременно стареющих крыс OXYS. Нейродегенеративные изменения в мозге этих животных проявляются уже в возрасте трех месяцев, а к году в нейронах накапливаются токсические формы

Аβ

, наблюдается дефицит синапсов и другие изменения, характерные для нервных клеток пациентов со спорадической формой болезни Альцгеймера.

Ученые провели эксперимент: самцам крыс OXYS в возрасте 12 месяцев в течение полугода ежедневно вечером давали с кормом мелатонин в дозе, эквивалентной дозе человека (0,04 мг на килограмм веса). Другая группа крыс OXYS мелатонин не получала. Спустя полгода исследователи оценили влияние мелатонина на состояние синапсов, нейронов и глиальных клеток гиппокампа. Выяснилось, что полугодовой курс мелатонина существенно замедлил нейродегенеративные процессы у крыс OXYS. По таким показателям, как плотность синапсов, их функциональная активность, ультраструктурное состояние нейронов и глиальных клеток (вспомогательных клеток нервной системы) гиппокампа, интенсивности воспалительных процессов, животные, получавшие мелатонин, существенно ближе к крысам с нормальным темпом старения.

Также прием мелатонина подавлял накопление Аβ в гиппокампе и префронтальной коре мозга крыс. Ранее исследователи выяснили, что мелатонин замедляет развитие и прогрессию когнитивных нарушений, а также снижает тревожность.

Теперь ученые планируют провести углубленные исследования механизмов действия мелатонина на функции митохондрий, дисфункция которых рассматривается как один из ключевых факторов риска развития спорадической формы болезни Альцгеймера.

Обезьяны помогут людям лечить повреждения спинного мозга

Международная группа ученых совместно с российскими коллегами установила, что приматы обладают более высокой (по сравнению с другими животными) способностью к восстановлению нарушенных функций спинного мозга при его латеральном (одностороннем) поражении.

Результаты исследования

Science Translational Medicine [ ... ]

Ученые придумали способ «воскрешать» белки

Ученые из Университета ИТМО и Еврейского университета в Иерусалиме придумали способ восстанавливать структуру белков после температурной денатурации.

Метод способен не только восстанавливать активную функцию белков, но и повышать их изначальную активность практически в два раза. Ученые назвали данное явление эффектом феникса, проведя аналогию с известным мифическим созданием, которое, воскресая после смерти, становится еще сильнее. Результаты работы

Scientific Reports. [ ... ]

Ученые выяснили происхождение вируса гепатита А

Международная группа ученых при участии Анатолия Гмыля из МГУ им. М.В.Ломоносова изучила родственные гепатиту А вирусы, обнаруженные в организме мелких млекопитающих, и выяснила, что вирус гепатита А имеет животное происхождение.

Также ученые выяснили, что сам вирус гепатита А в современном «обличии» возник около 25 млн лет назад, в то время, когда семейство мартышковых отделилось от семейства человекообразных обезьян. Статья с исследованием была