Метагеномный анализ указал на механизмы появления «супербактерий»

Российские ученые разработали компьютерный алгоритм для поиска в ДНК микроорганизмов генов, определяющих устойчивость к антибиотикам. Проведенный с его помощью анализ позволил прогнозировать возможность передачи таких генов между разными видами бактерий.

Распространение микробов, резистентных к действию нескольких групп антибиотиков, — «супербактерий», становится все более актуальной медицинской проблемой, способной фактически перечеркнуть столетнюю и триумфальную историю применения таких препаратов. Злоупотребление ими привело к появлению и распространению у бактерий генов, обеспечивающих устойчивость не только от поколения к поколению, но и в ходе горизонтального переноса — между сосуществующими видами и группами микроорганизмов.

Передача может происходить и от вполне безобидных бактерий, составляющих микрофлору нашего кишечника, патогенным микробам. Чтобы исследовать механизмы этой передачи, программисты ИТМО и медики ФКНЦ разработали алгоритм MetaCherchant, который рассматривает окружение целевого гена, позволяя отслеживать его изменения у бактерий разных видов и восстанавливать цепочку, по которой он распространяется.

«Используя MetaCherchant, можно оценивать, насколько микрофлора способствует распространению устойчивости к конкретному классу антибиотиков, — рассказал один из авторов работы, Евгений Олехнович из Центра физико-химической медицины. — В перспективе можно предсказать, к каким антибиотикам резистентность приобретается патогенами наиболее часто или, наоборот, очень редко, и на основании этого корректировать терапию. Это вопрос пары ближайших лет».

Стоит отметить, что такой алгоритм подходит для анализа не только кишечной микрофлоры, но и образцов из почвы или воды, позволяя проследить распространение гена устойчивости между различными бактериальными сообществами. Теоретически это позволит составить глобальные карты передачи резистентности и системно ответить на эту актуальнейшую проблему.

Статью Владимира Ульянцева и его коллег публикует журнал Bioinformatics.

Подробнее о том, как бактерии вырабатывают устойчивость к антибиотикам, читайте на «Чердаке».