Обитатели мегалитических могил из разных частей Европы оказались родственниками

Это подтверждает гипотезу о миграции древних европейцев вдоль побережья Атлантики

Люди, похороненные в мегалитических могилах в разных частях Северной и Западной Европы более 7000 лет назад, оказались родственниками по отцовской линии. Этот вывод международная группа ученых сделала по результатам секвенирования ДНК останков из Шотландии, Ирландии и Швеции.

Мегалиты — это сооружения из больших каменных глыб, характерный пример которых — британский Стоунхендж. Их родина — север Франции, именно там они начали появляться в пятом тысячелетии до нашей эры, а потом распространились практически по всей Европе. В некоторых случаях под этими сооружениями археологи находят коллективные человеческие захоронения. Кто создал эти могилы, ученые не знают.

Чтобы это понять, международная группа ученых решила проверить родственные связи 24 людей, похороненных на Оркнейских островах (Великобритания), в Ирландии и на острове Готланд (Швеция). Для этого они отсеквенировали и проанализировали образцы ДНК, извлеченные из зубов и костей древних мертвецов.

Полученные данные сравнили с уже известными данными о 36 европейцах из других захоронений — как мегалитических, так и обычных. Для этого ученые использовали компьютерные статистические методы, которые позволяют искать родственные связи в популяции на основе того, как часто в ней встречаются те или иные варианты генов.

Карта европейских захоронений времен неолита. Красными квадратами и кружками обозначены мегалитические и немегалитические могилы, ДНК останков из которых ученые секвенировали в своей работе, а черными квадратами обозначены остальные известные захороненияFederico Sánchez-Quinto, Helena Malmström, Magdalena Fraser et al. / Proceedings of National Academy of Sciences

Неожиданно для ученых выяснилось, что люди из одного мегалитического захоронения приходятся друг другу близкими родственниками. В Ирландии исследователи нашли даже отца и сына, которые, впрочем, были похоронены в двух разных местах, находившихся на расстоянии двух километров друг от друга. Там же, в местечке Примроуз Грейндж, антропологи выявили родственные связи второй степени, то есть обитатели мегалитических могил приходились друг другу, например, дедушкой и внучкой, дядей и племянником или кузенами. Подобные родственные связи второй степени найдены и в других захоронениях.

Все похороненные в мегалитических могилах оказались связаны с местными охотниками-собирателями, ДНК которых изучили ранее. Впрочем, это неудивительно, так как такую связь находят практически у всех европейцев эпохи неолита. Также ученые обнаружили генетическую связь между неолитическими земледельцами Британских островов и Скандинавии. Однако с земледельцами Центральной Европы (например, обитавших на Пиренейском полуострове) они были связаны значительно слабее, что подтверждает археологические свидетельства о том, что земледельческие группы мигрировали не напрямую через континент, а вдоль побережья Атлантики.

Читайте также: Заповедник гоблинов. Скорее всего, «человек разумный», высадившись в Европе, не дал неандертальцам жизни в прямом смысле слова

В мегалитических захоронениях Британских островов оказалось значительно больше мужчин, чем женщин (более 70%). Причем в основном они были родственниками по отцовской линии: ученые обнаружили у людей разных поколений один и тот же гаплотип (определенная комбинация генов, обычно наследуемых вместе) Y-хромосомы. Тем не менее в могилах были и родственники по женской линии, хотя и в меньшем количестве.

Ученые предполагают, что такие захоронения могут свидетельствовать о социальной стратификации, которая существовала между земледельцами времен неолита. Не каждая семья могла себе позволить общую могилу с такими надгробными камнями. Вместе с тем общества неолитических земледельцев не были замкнуты, о чем говорят обширные родственные связи, протянувшиеся по всему северу Европы.