Сорок свиданий в течение месяца научили медведей не бояться дрона

Их сердцебиение перестало подскакивать при звуке летящего квадрокоптера

Ученые запускали дрон летать над медведями и приучили их не бояться его. На выработку привычки у медведей ушел месяц. Она оказалась стойкой и сохранилась даже спустя три месяца. С одной стороны, это хорошо, с другой — не очень.

Дроны очень удобны для исследований дикой фауны. С их помощью можно вести учет численности популяции, искать отдельных особей, наблюдать за поведением животных и проводить антибраконьерское патрулирование. Проблема только в том, что животные боятся дронов: они не знают, что это такое висит над ними и громко жужжит. Осенью прошлого года стало вирусным видео, на котором медведица с медвежонком паникуют, завидев дрона, пытаются скрыться от него и бегут по крутому склону. Медвежонок тогда едва не погиб, сорвавшись с обрыва. Ученые критиковали автора видео, так как, по их мнению, ничто кроме страха перед шумящим объектом не могло заставить медведей безрассудно карабкаться по снегу на почти отвесной скале.

MrDKedrov / Youtube

Ученые из Университета Миннесоты решили выяснить, могут ли животные привыкнуть к дронам и насколько эта привычка может быть стойкой. Для этого они поставили эксперимент на медведях, живущих в Миннесоте, в Научном центре дикой природы. Испытанию дроном подверглись пять самцов барибала, или черного медведя, которые жили в вольере площадью 372 м2. Всем животным имплантировали в грудную клетку датчик, который считывал и передавал частоту сердцебиения.

После того как раны медведей после операции по вживлению передатчиков зажили, начались тестовые налеты дрона. Квадрокоптер пролетал и зависал над вольером на высоте 15 метров. Полеты происходили по пять раз в день, по пять минут каждый, с десятиминутными перерывами. Медведей пугали таким образом по два дня в неделю на протяжении месяца, замеряя частоту сердечных сокращений перед и после каждого полета.

После месяца полеты прекратили на 118 дней. Потом эксперимент повторили в том же самом виде и сравнили результаты.

Еще во время первого, весеннего, испытания было заметно, что с каждым новым полетом дрон пугает медведей все меньше. Поначалу они в тревоге бегали вдоль забора, а один сидел в углу и внимательно следил за квадрокоптером. Но на десятый день животные уже спокойно продолжали отдыхать на крыше убежища, а сидящий медведь наблюдал за чем-то другим, не уделяя дрону внимания.

Данные с имплантов показали, что во время первой встречи с дроном медведи и правда сильно волновались — сердцебиение барибалов учащалось вдвое, с примерно сорока ударов в минуту до почти восьмидесяти, стоило им заслышать жужжание летательного аппарата. По мере того как полеты продолжались, сердце хищников билось все ровнее, и через месяц данные с датчика сердцебиения соответствовали поведению — и то и другое было ровным. Так же спокойно медведи реагировали на дрон и осенью, когда эксперимент повторили — сердце зверей не выдавало страха и билось в ритме спокойствия с самого начала сентябрьских полетов.

У исследования есть ограничение — медведи содержались в неволе и, как пишут авторы статьи, уже заранее могли пообвыкнуться. Все-таки они часто видели людей и слышали разные звуки, которые издает техника. Ученые ссылаются на исследования, проведенные раннее с дикими зверями, — у тех медведей сердце билось чаще вчетверо, когда дрон появлялся рядом .

По мнению авторов, результаты означают, что использовать дроны для науки и охраны природы можно. Правда, предостерегают они, способность медведей привыкнуть к шуму квадрокоптеров может сыграть с ними плохую шутку: животное может перестать бояться дорог и попасть под машину. Поэтому исследователи призывают летать над медведями по возможности повыше.