Медики выяснили, какие грибы чаще всего живут в жителях Ростовской области

Грибки в организмах ростовчан наращивают устойчивость к антимикотическим средствам.

Сотрудники нескольких медицинских учреждений Ростова-на-Дону и Москвы определили, как часто у пациентов больниц Ростова и области встречается инвазивный кандидоз — системное заражение грибами рода Candida, какие виды чаще инфицируют больных и насколько каждый из них устойчив к действию противогрибковых средств. Выяснилось, что большая часть случаев инвазивного кандидоза вызвана грибами, которые обладают пониженной восприимчивостью к каспофунгину, флюконазолу и прочим подобным средствам. Результаты работы говорят о необходимости мониторинга кандид и вызываемых ими инфекций. Сообщение об исследовании опубликовано

в журнале Annals of Oncology.

В работе использовали данные о пациентах нескольких больниц Ростова-на-Дону и Ростовской области, собранные с 2013 по 2016 год. Авторы брали у больных образцы крови и с помощью масс-спектрометрии МАЛДИ определяли, какие виды рода Candida там содержатся. Выделив клетки этих грибов, ученые размножали их, а затем воздействовали одним из трех антимикотических (противогрибковых) средств — флуконазолом, каспофунгином и вориконазолом. Исследователей интересовал процент выживших грибов после обработки их каким-либо из указанных антимикотиков в заданной концентрации. Кроме того, авторы работы определяли, был ли кандидоз в каждом конкретном случае связан с какой-либо бактериальной инфекцией.

Всего ученые получили 92 образца крови с клетками Candida. Из них лишь в 29 (в 31,5 процента случаев) обнаружили наиболее обычный Candida albicans, способы борьбы с которым хорошо разработаны. У остальных 68,5 процента пациентов виновниками инвазивных кандидозов были C. tropicalis (30,2 процента), C. parapsilosis (28,6 процента), C. glabrata (19,0 процента), C. krusei (15,9 процента) и C. guilliermondii (6,3 процента). В каждом виде кандид от 5 до 15 процентов грибов были невосприимчивы к флуконазолу. Это, а также большое количество случаев инвазивного кандидоза из-за грибов, не относящихися к виду Candida albicans, привело ученых к мысли, что в сложившейся ситуации отчасти виновато повсеместное использование азолов для «слепого» лечения и профилактики грибковых заболеваний.

Кроме того, среди изученных кандид нашли некоторую долю устойчивых к каспофунгину Candida krusei и Candida glabrata. На эти факты работникам здравоохранения стоит особо обратить внимание, поскольку именно эти виды вызывают наиболее тяжело протекающие кандидозы с высокой долей летальных исходов.

Инвазивный кандидоз — патологическое состояние, вызываемое грибами рода Candida. Эти грибы в первую очередь поражают слизистые, разрушают их клетки, из-за чего вызывают зуд. При системной инфекции грибы обнаруживают также в крови и других жидкостях тела, например спинномозговой. В этом случае симптомами также служат лихорадка и в тяжелых случаях отказ почек и шок. От 10 до 49 процентов больных инвазивным кандидозом погибает. Возбудители заболевания могут попасть в кровь, к примеру при внутривенном введении веществ, и нередко присутствуют и у здоровых людей. При этом инвазивный кандидоз развивается, только если у человека ослаблена иммунная система — как при ВИЧ или некоторых видах химиотерапии рака.

Противодействие фактам помогло в борьбе с раком

Противоопухолевые средства — кураксины — перераспределяют FACTы между генами и тем самым меняют их активность.

Российско-американский коллектив ученых под руководством молекулярного биолога Василия Студитского показал, как противораковые вещества под названием кураксины останавливают действие фактора транскрипции под названием FACT (facilitates chromatin transcription) и таким образом препятствуют размножению клеток злокачественных опухолей. Научная статья опубликована в журнале Science Advances. [ ... ]

«Чердак» проведет в ТАСС дискуссию: «Как должно в ближайшие годы измениться высшее образование»

В ней примут участие заместитель министра науки и высшего образования РФ Марина Боровская, проректор по научной работе и программам развития МФТИ Виталий Баган, проректор по учебной работе НИТУ «МИСиС» Вадим Петров, проректор по учебной работе МГПУ Дмитрий Агранат, основатель и генеральный директор компании Smart Course Тимур Жаббаров.

14 ноября в 18:00 в пресс-центре информационного агентства ТАСС состоится дискуссия «Как должно в ближайшие годы измениться высшее образование», организованная научно-популярным порталом «Чердак» при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ. Ведущие специалисты отрасли обсудят положение, сложившееся в последнее время в этой отрасли, назревшие проблемы и пути их разрешения.

В последнее время много говорится о том, что система высшего образования, чтобы оставаться актуальной, должна измениться. Однако универсальные подходы пока не выработаны, и неясно, возможны ли вообще универсальные решения в эпоху открытой информации и непрерывного образования.

Участники дискуссии за круглым столом намерены обсудить широкий ряд вопросов:

— есть ли у классических вузов шансы на выживание (и какими они должны для этого стать); [ ... ]

Астрономы нашли суперземлю у самой близкой к Солнцу одиночной звезды

Скорее всего, она слишком холодна для жизни земного типа.

Международная группа астрономов детально проанализировала данные о колебаниях звезды Барнарда, лежащей недалеко от Солнечной системы, и обнаружила возле нее следы как минимум одной планеты. Таким образом, не только альфа и проксима Центавра, но и эта близкая к нам звезда имеет свою планетную систему. Соответствующая статья опубликована в Nature. [ ... ]