Ученые выяснили, что неродившиеся черви питаются, как люди

Международная группа ученых под руководством исследователей из СПбГУ выяснила, что феномен матротрофии — перехода от питания зародыша за счет желтка к питанию за счет материнского организма — в ходе эволюции неоднократно возникал в разных группах животных, хотя ранее считалось, что он характерен в основном для плацентарных млекопитающих.
У большинства представителей животного царства все необходимые для развития эмбриона питательные вещества заключены в желтке яйца, которое после оплодотворения развивается во внешней среде. В течение полутора столетий научное понимание феномена матротрофии — питания эмбриона за счет материнских ресурсов во время вынашивания — основывалось на фактах, полученных в ходе изучения позвоночных животных, преимущественно плацентарных млекопитающих. В других группах животных этот процесс считался редким.

Ученые из СПбГУ Андрей Островский (кафедра зоологии беспозвоночных) и Александр Ересковский (кафедра эмбриологии) вместе с международной командой исследователей, куда также вошел выпускник СПбГУ Григорий Генихович (Университет Вены), выяснили, что матротрофия существует у представителей 21 типа животного царства из 34 известных. Результаты исследования, поддержанного грантом СПбГУ, опубликованы в журнале Biological Reviews.

Проанализировав филогенетические связи животных, ученые выяснили, что феномен матротрофии независимо возникал более 140 раз у живородящих и вынашивающих животных. Хотя примеры матротрофии ранее неоднократно описывались у представителей различных групп беспозвоночных, ученые не представляли, насколько широко она распространена и как часто возникала в эволюции: выяснилось, что матротрофных плоских червей оказалось больше, чем млекопитающих. Многие представители матротрофных беспозвоночных являются водными прикрепленными организмами (например, губки, мшанки и некоторые кораллы), другие же ведут паразитический образ жизни (дигенетические сосальщики и некоторые ленточные черви). Среди позвоночных животных такие примеры неизвестны.

Вопросов, которые поставило данное исследование, значительно больше, чем ответов. Неясно, если матротрофия возникала более сотни раз у неродственных групп животных, то какие особенности физиологии, жизненных циклов и условий существования могли обеспечить ее появление. Также не очевидно, какие преимущества имеет матротрофия перед желтковым способом питания зародыша. Дальнейшее изучение беспозвоночных животных может дать в наше распоряжение ключ к решению этих научных загадок.