Математики: богачами становятся только из-за везения

Рост благосостояния индивидов происходит лишь благодаря череде удачно сложившихся обстоятельств — способности и талант никак не влияют на финансовый успех.

Исследователи из Университета Катании (Италия) провели математическое моделирование процесса обогащения в человеческом обществе. Выяснилось, что наибольшего богатства достигают отнюдь не самые талантливые и способные, а вполне посредственные «игроки». Единственное, что их отличает от более бедных «коллег», — повышенное везение в ходе экономических взаимодействий. С текстом соответствующей статьи можно ознакомиться на сервере препринтов Корнелльского университета.

Авторы новой работы использовали метод агентного моделирования для изучения процесса роста благосостояния. Всего было смоделировано «поведение» тысячи экономических агентов («людей»), каждый из которых имел определенный уровень развития способностей, влияющих на его шансы к успешным экономическим взаимодействиям с другими агентами.

Показатели способностей имели нормальное (колоколообразное) распределение. Иными словами, подавляющая часть агентов (67%) обладала средними способностями, однако были и очень талантливые, и совсем бесталанные «игроки». Исследователи отмечают, что это распределение соответствует современным представлениям о реальном распределении интеллекта и частных способностей среди людей.

Агенты в модели сами по себе были неподвижны (что отражает позицию людей в реальной экономике или иных отраслях общественной жизни), но сталкивались с подвижными «событиями». Одни из них (зеленые) оказывались счастливыми и вели к росту благосостояния агента, который с ним столкнулся. Другие — красные — наоборот, приводили к разорению. В теории распределение столкновений с благоприятными и неблагоприятными событиями должно быть равномерным, но на практике так происходит лишь при неограниченном количестве времени существования модели. Однако для эксперимента число агентов, время их существования и протекания событий было ограничено (как и в реальной жизни), поэтому кто-то получил избыточно много удачных событий, а кто-то — слишком много неудачных.

В итоге после 40 лет симулированного времени примерно 80 процентов всего богатства внутри модели оказалось в руках 20 процентов агентов, а еще 20 процентов — в руках остальных 80 процентов агентов. Авторы считают, что это соответствует распределению, наблюдаемому в реальном мире. Это, однако, не вполне корректно — точнее будет сказать, что такое распределение наблюдается в большинстве стран «золотого миллиарда». В то же время в странах третьего мира распределение, как правило, чуть более неравномерно.

Что самое интересное, агенты с наибольшим уровнем «способностей» к экономически выгодным взаимодействиям вовсе не оказались большинством среди наиболее богатых 20 процентов. Уровень способностей «сверхбогачей» был лишь чуть выше среднего.

Из этого исследователи сделали ряд практических выводов. Например, в некоторых случаях более рационально не распределять финансирование тех или иных ученых на основании их более ранних успехов — а именно так, де-факто, происходит в грантовой системе, где учитывается количество высокоцитируемых работ, ранее написанных данным научным работником. Напротив, наиболее эффективным будет распределять гранты равномерно между всеми учеными, не обращая внимания на их цитируемость и прежние заслуги. Сходным образом не всегда следует инвестировать в наиболее успешные сейчас компании — «удача» может отвернуться от них на следующем этапе развития того или иного сектора рынка.

В Томске из водопроводной трубы сделают «невидимое» покрытие для военной техники

Новый способ получения микросфер из магнетита крайне необычен, но быстр, дешев и дает устойчиво воспроизводимые параметры конечного продукта.

Исследователи из Томского политехнического университета (ТПУ) и Цзилиньского университета (КНР) предложили новые методы быстрого и недорогого производства порошка из полых магнетитовых микросфер. Поскольку этот материал эффективно поглощает электромагнитное сверхвысокочастотное излучение, из него можно сделать стелс-покрытия для военной техники, делая ее невидимой для радаров. Порошок может быть использован и в мирной жизни — в медицине и энергетике. Об изобретении сообщается в поступившем в редакцию пресс-релизе.

Микросферы из магнетита (оксид железа с формулой Fe3O4) имеют особые магнитные свойства, позволяющие материалу эффективно поглощать СВЧ-излучение. В диапазоне от 4 до 12 гигагерц они способны поглощать до 99,99 процентов электромагнитного излучения. Все это крайне желательные характеристики для защиты аппаратуры оптоволоконной связи от помех (в данном диапазоне) или для маскировки военной техники от компактных радаров.

Другая ценная черта магнетита — полые сферы из него хорошо удерживают лекарства, а для человека вполне безвредны (наш мозг даже сам вырабатывает частицы магнетита, хотя и неизвестно зачем). Поэтому такие наночастицы можно вводить в кровоток, где они будут постепенно высвобождать лекарства, давая активному веществу возможность оказывать постоянное, а не разовое действие на пациента. [ ... ]

Самцы черных вдов предпочитают пожилых «роковых дам»

Выбирая между неопасной самкой-подростком и зрелой паучихой, которая наверняка их съест после спаривания, самец черной вдовы отдает предпочтение последней.

Экологи и энтомологи из нескольких исследовательских учреждений Израиля определили, что самцы пауков Latrodectus geometricus предпочитают спариваться со взрослыми самками, а не с теми, чьи яйцеклетки еще только созревают. Такая репродуктивная стратегия не приносит выгоды пауку, а напротив, снижает его шансы на выживание после копуляции. Причины ее использования пока неясны. Научная статья опубликована в журнале Animal Behavior.

Latrodectus geometricus относятся к роду черных вдов. Эти пауки знамениты тем, что после спаривания самки нередко поедают партнеров, чтобы получить больше питательных веществ для будущего потомства. Таким образом, самцы практически не могут повлиять на судьбу собственных отпрысков. Единственное, что они способны сделать, — увеличить их количество за счет спаривания с наиболее плодовитой самкой либо предпочесть избежать смерти, спарившись с «молодой».

Израильские ученые решили выяснить, как именно самцы Latrodectus geometricus повышают свой репродуктивный успех и шансы на выживание после передачи спермы. Для этого они отловили в центральной части Израиля и в пустыне Негев около полутора сотен паучат соответствующего вида и несколько недель держали их в лаборатории в индивидуальных контейнерах, чтобы исключить возможность спаривания. Пауков регулярно кормили средиземноморскими плодовыми мухами (Ceratitis capitata) и отмечали, когда они линяют.

На основании этих наблюдений участвующих в эксперименте особей разделили на четыре группы: половозрелые самцы (1—2 недели после финальной линьки), самки-«подростки» (не более одной недели до финальной линьки), молодые половозрелые самки (не более двух недель после финальной линьки) и «пожилые» половозрелые самки (более двух месяцев после финальной линьки). Всего было 78 самок, и к каждой из них в определенный момент подсаживали потенциального полового партнера. [ ... ]

Иркутские химики превратили сахар в средство от гриппа

Нет, гомеопатия тут ни при чём : углевод, добываемый из растений, после некоторых модификаций способен защитить мышей от последствий вторжения вируса гриппа A/H1N1 в организм.

Сотрудники Иркутского института химии Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН) модифицировали цепочки из молекул глюкозы так, что они стали предотвращать заболевание гриппом у мышей. Об этом сообщает пресс-служба Иркутского научного центра СО РАН. Также исследователи получили патент на свою разработку.

Известно, что природные поли- и олигосахариды (углеводы, состоящие из множества или нескольких мелких молекул сахаров, например глюкозы), несущие на себе сульфатные группы (-SO4), обладают противовирусной активностью. Однако они плохо растворяются в воде, а растворившись, подавляют свертывание крови, что может быть опасно для пациента. Иркутские химики решили избавиться от этих недостатков потенциальных противовирусных соединений. Для этого они связали сульфитные группы (-SO3) с цепочками из 2—7 молекул глюкозы, а также ионами металлов, например калия (K). Растворимость таких модифицированных олигосахаридов оказалась более высокой, чем у похожих молекул, но без -SO4 и ионов металлов в составе.

Также необходимо было проверить, защищают ли полученные углеводы от заболевания гриппом. Эту часть работы выполнили ученые из новосибирского Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН. Вначале они проверили действие новых веществ на культуры клеток млекопитающих, зараженные различными штаммами вируса гриппа, в том числе «свиного» A/H1N1. Соединения предотвращали связывание вирусных частиц с поверхностью клеток и таким образом препятствовали инфекции.

После успешных испытаний на клеточных культурах новосибирцы вводили в нос мышам спрей с модифицированными олигосахаридами, а через некоторое время — и различные штаммы вируса гриппа. Животным из контрольной группы не давали заново синтезированных соединений, но так же заражали вирусами. В итоге у них проявились признаки болезни, тогда как грызуны, которым вводили модифицированные олигосахариды, оставались здоровы. Таким образом, созданные иркутскими химиками соединения могут стать средством профилактики гриппа. В настоящий момент они уточняют структуру молекул полученных олигосахаридов и синтезируют опытные партии, а их новосибирские коллеги планируют продолжить изучение противовирусной активности и безопасности новых соединений. [ ... ]