Мандрилы вычисляют больных сородичей по запаху фекалий

Приматологи из Франции, Германии и Габона выяснили, как мандрилы — приматы из семейства мартышковых — могут защищаться от опасных кишечных паразитов: они реагируют на запах фекалий уже зараженного сородича и избегают тесных контактов с ним.

Ученые два с половиной года наблюдали за 25 мандрилами в частном парке на юге Габона. Их интересовал груминг — взаимный уход, чистка шерсти и ловля насекомых, который играет очень большую роль у социальных животных вроде мандрилов. При этом груминг потенциально опасен для здоровья его участников, потому что в процессе такого тесного взаимодействия с частицами кожи и другим загрязнением легко передаются и простейшие-паразиты — это подтвердил и анализ кожных мазков мандрилов, который провели ученые.

Наблюдая за приматами, исследователи обнаружили, что за мандрилами с кишечными паразитами (например, инфузорией Balantidium coli или дизентерийной амебой Entamoeba histolytica) их сородичи ухаживали значительно реже. Ученые пролечили 16 болеющих мандрилов от паразитов, после чего те сразу стали более «популярными». Как отмечают авторы статьи, им известно только два подтвержденных примера похожего поведения в животном мире: омары, живущие в группах, предпочитают не делить убежища с сородичами, зараженными смертельно опасным для омаров вирусом, а здоровые головастики не плавают вместе с больными.

Чтобы проверить, как мандрилы могут определить, что сородич представляет угрозу для здоровья, исследователи собрали 59 образцов кала животных и проанализировали его химический состав и запах. Так они убедились в том, что наличие паразитов действительно влияет на то, как пахнет кал мандрила.

В третьей части эксперимента мандрилам показывали образцы экскрементов разной степени зараженности, и они проводили меньше времени с более зараженными образцами.

По мнению ученых, результаты всех трех частей исследования — наблюдения, анализа кала и экспериментов с гамадрилами — в совокупности говорят о том, что приматы могут определять присутствие паразитов в помете по его запаху и сокращать общение с зараженными сородичами.

Авторы статьи подчеркивают, что, поскольку груминг очень важен для обеих «сторон» процесса, избегать его животные стали бы только в том случае, когда связанные с ним риски стали бы слишком высокими. Они отмечают, что упоминавшиеся выше паразиты действительно могут вызывать у мандрилов смертельно опасную дизентерию и амебиоз и даже незначительное заражение без острых симптомов может неблагоприятно сказываться на состоянии здоровья и росте животных.

Исследование опубликовано в журнале Science Advances.

У шимпанзе активное общение с сородичами другие ученые связали с хорошим состоянием здоровья: социальная активность животных, по их данным, благотворно влияла на видовое разнообразие микрофлоры кишечника.