Гаметоцит малярийного плазмодия выбирается из эритроцита человека, попавшего в пищевод самки малярийного комараKevin J. Hart, Penn State

Малярийных комаров обезопасили, сделав бесплодными их паразитов

У плазмодий, участвующих в передаче малярии от человека комару, отключили гены, ответственные за размножение

Комары становятся разносчиками малярии, когда кусают зараженного человека, а потом здорового. Но без комара-посредника эта цепочка в принципе работать не будет: гаметоциты паразита-плазмодия, попав в организм самки комара, созревают уже в ней, объединяются, образуя клетки, называемые спорозоитами, которые уже попадают в слюнные железы комара и при укусе передаются человеку. Американские ученые решили помешать распространению болезни именно на этом уровне, за счет влияния на жизненный цикл плазмодий.

Для этого, как описывают исследователи в своей статье, им нужно было разобраться с процессами созревания плазмодии на молекулярном уровне.

У зараженного человека малярийные паразиты сначала поселяются в печени, где они растут и размножаются, в конечном итоге вторгаясь в клетки крови, эритроциты, и повреждая их. При этом большинство из них размножается бесполым путем, но некоторые способны производить половые клетки, гаметоциты. Они попадают в организм комара при укусе, дозревают в нем и передаются другому человеку при следующем укусе.

Внимание ученых привлекли белки CAF1 и CCR4, влияющие на стабильность мРНК мужских гаметоцитов плазмодия. Для эксперимента они создали генетически модифицированных плазмодий, у которых гены, ответственные за работу этих белков, отсутствовали. В итоге их мужские гаметоциты потеряли способность объединяться с женскими. Жизненный цикл паразита таким образом был прерван: гаметоциты плазмодий по-прежнему попадали в кишечник комара, но там не вызревали, а комар больше не мог заразить человека при укусе.

Этот механизм может лечь в основу создания новых препаратов, предотвращающих распространение болезни.