Первые люди пришли в Европу на 150 000 лет раньше основной волны миграции

Ученые из Великобритании, Германии, Эстонии и США исследовали митохондриальную ДНК из останков неандертальца, анализ которой показал, что представители Homo sapiens жили в Европе и скрещивались с неандертальцами более 200 тыс. лет назад.

Как сегодня считается установленным, эволюционные линии трех наиболее близких видов — неандертальцев, денисовцев и Homo sapiens — разошлись в процессе своего развития около 760—550 тыс. лет назад. Эти данные удалось получить благодаря сравнительному анализу Y-хромосом неандертальцев и человека. Различия же в митохондриальной ДНК показали более позднюю дату расхождения двух видов — около 400 000 лет назад. Также сегодня известно, что неандертальцы первыми покинули Африку и расселились на европейском континенте. И произошло это, согласно археологическим находкам, во временном промежутке 600 000 — 400 000 лет назад. Предки же современных людей, как считалось до недавнего времени, появились в Европе лишь 40 000 лет назад и какое-то время жили вместе с неандертальцами, пока те не вымерли.

Новое исследование ученых из Института Планка и их коллег ставит под сомнение устоявшееся мнение о проникновении первых людей в Европу. Ученые сделали анализ митохондриальной ДНК из останков бедренной кости неандертальца, найденной в 1937 году в Германии, в пещере Холенштейн-Штадель (Hohlenstein-Stadel). Ученые установили время, когда примерно жил обладатель бедренной кости, — около 124 тыс. лет назад. Как известно, митохондриальная ДНК наследуется строго по материнской линии. Поэтому ее анализ позволяет определить, когда из одной популяции отделялись отдельные группы. Так, анализ ДНК митохондрии останков из Холенштейн-Штадель показал, что жившая здесь группа неандертальцев отделилась от остальных своих сородичей около 270 тыс. лет назад.

Но главное заключалось в другом. Оказалось, митохондриальная ДНК неандертальца несла в себе следы скрещивания с представителями Homo sapiens. А так как эта группа неандертальцев отделилась от других сородичей более 200 тыс. лет назад, ученые сделали вывод: первые люди пришли в Европу намного раньше основной волны заселения. То есть задолго до того, как люди заселили Европу 40 тыс. лет назад, сюда пришли отдельные группы Homo sapiens, которые намного раньше покинули Африку. Происходило это около 219 тыс. лет назад.

Скрещиваясь с неандертальцами, жившими в районе Холенштейн-Штадель, Homo sapiens передали им свою ДНК митохондрий, которую впоследствии и обнаружили ученые. Теперь генетики планируют сделать анализ ядерной ДНК останков из Холенштейн-Штадель, чтобы получить полное представление о связи геномов неандертальцев, денисовцев и современных людей.

Исследование опубликовано в журнале Nature Communications.

Ранее ученые уже обнаружили, что и с неандертальцами, жившими на территории Алтая, люди, возможно, скрещивались намного раньше, чем считалось.

Найден череп древнего «брата» обезьян и человека

Ученые из Франции, Германии, Великобритании и США исследовали череп возрастом 13 млн лет, который был найден в Кении и принадлежал ранее неизвестному виду древних приматов.

Земля в эпоху миоцена, длившуюся 23—5,3 млн лет назад, была планетой обезьян. Их насчитывалось в то время более чем 40 видов. Несмотря на такое разнообразие, в руки антропологов до сих пор попадали лишь их мелкие фрагменты, части челюстей и зубов. Человек и его ближайший обезьяний «родственник» шимпанзе разошлись по пути эволюции около 7 млн лет назад. Потому ученым было очень интересно узнать, как выглядели древние обезьяны, жившие до этого времени и, возможно, имевшие отношение к нашему общему предку. Новая находка черепа в Африке позволяет частично реконструировать внешний вид ископаемого примата, жившего до разделения человека и обезьян.

Древний череп был найден в районе Надудет, около озера Туркан в северной части Кении. Он находился в слое горных пород, относящихся к периоду 13 млн лет назад. Как говорят ученые, ранее здесь находился древний лес, который затем был уничтожен извержением вулкана. В этом лесу и жил обезьяний детеныш, чей череп нашли антропологи. Череп очень мал, размером всего с бейсбольный мяч, но представляет собой наиболее полный найденный череп обезьян, живших более 7 млн лет назад.

3D-рентгеновские изображения черепа показали, что возраст примата — около 1 года и 4 месяцев. Это удалось установить по характерным особенностям зубов, показывающим временные отрезки, как кольца деревьев. Также рентген показал внутренний ушной канал древней обезьяны. Хотя внешне найденный примат был похож скорее на современного гиббона, строение его внутреннего уха отличается от гиббоновского и показывает, что он не мог делать такие же акробатические трюки. Ушные трубки древней обезьяны оказались больше схожи с трубками шимпанзе, горилл и орангутангов.

Эти данные показывали, что перед исследователями — новый, неизвестный ранее вид древней обезьяны. Она получила название Nyanzapithecus alesi. Этот вид был частью группы приматов, которые существовали в Африке более 10 млнлет назад. И, как говорят ученые, найденный примат эволюционно близок к линии, от которой произошли современные обезьяны и человек. [ ... ]

Древние родичи человека наследили не только в Африке

Международный коллектив ученых обнаружил на Крите следы ног, возможно, самого древнего и единственного ископаемого родственника человека и шимпанзе в Европе.

Ученые обнаружили цепочку следов ног в прибрежной зоне на острове Крит, в осадочной породе. По характеру пород и видам раковинных простейших организмов фораминифер, найденным там же, ученые смогли установить возраст отпечатков — примерно 5,6 миллиона лет.

Следы оставил явно примат, при этом довольно близкий человеку — он ставил ступни, касаясь земли пяткой, его большой палец был развит сильнее, чем остальные, и был не отстоящим, как на руках человека и ногах обезьян, а прижатым к остальным.

На основании этих признаков ученые сделали вывод, что хозяин ступней был прямоходящим. Возможно, это был представитель трибы гоминини (Hominini) — таксона приматов, в который входят только человек и шимпанзе.

Следы с Крита в сравнении с другими отпечатками: a) бурый медведь, b) гризли, с) верветка, d) горилла, e) шимпанзе, f) человек (современный след на песке), g) след с Крита, h) фото человеческой ноги, i) древний отпечаток человеческой ноги. Изображение: Gerard D. Gierlińskia, Grzegorz Niedźwiedzkib et al.

«Индонезийский хоббит» оказался древним выходцем из Африки

Команда австралийских и американских антропологов доказала, что миниатюрный человек с индонезийского острова Флорес не является потомком Homo erectus и ближе всего к более древнему Homo habilis.

Останки Homo floresiensis («человек флоресский») — человека, чей рост составлял всего один метр, а объем черепной коробки был в три раза меньше, чем у современного человека, — обнаружили еще в 2003 году. В прессе за небольшой рост его назвали «хоббитом». Однако вокруг его происхождения до сих пор ведутся споры.

Согласно самой популярной теории, H. floresiensis произошел от азиатского H. erectus, предки которого попали на Флорес и уменьшились в размерах, чтобы преодолеть нехватку пищи и выжить в островных условиях.

Вторая гипотеза подразумевала, что индонезийский человек происходит от древнейших людей с корнями в Африке — таких как H. habilis. Третья теория предполагала, что H. floresiensis — современный человек (H.Sapiens) с синдромом Дауна.

Чтобы проверить все три гипотезы, австралийская исследовательница Дебби Арге и ученые из Университета Стоуни-Брук в США использовали байесовский филогенетический анализ — статистический метод, который широко применяется для выявления общих черт и ареалов обитания предковых форм человека. [ ... ]