Люди больше верят в эволюцию, если хорошо понимают суть теории

Ранее считалось, что принятие эволюционной теории связано только с религиозными и политическими взглядами человека. Однако американские психологи обнаружили еще один фактор: чем глубже люди понимают суть концепции, тем больше они ей доверяют.

Чтобы максимально корректно оценить то, насколько человек разбирается в основах эволюционной теории, ученые предлагали небольшие зарисовки и сценарии развития событий, стараясь не употреблять формулировок, которые ставят человека перед вопросом «верю/не верю». Вместо спорных для многих вопросов об эволюции человека предлагалось больше нейтральных вопросов о растениях и животных.

Кроме того, авторы исследования скрупулезно подошли к подбору лексики и построению предложений при составлении опросника, поскольку считали, что в такой теме очень важны нюансы. Для оценки знаний участников исследования об эволюции использовали методику Национального научного фонда. К примеру, некоторые вопросы начинались со слов «ученые полагают» или аналогичных формулировок. Это делалось для того, чтобы участники в первую очередь обращались к тому, что они действительно знают о теории, а не к тому, во что они верят.

Также вместо «черно-белых» ответов «да/нет» предлагался целый спектр вариантов, на одном полюсе которого была абсолютная вера в креационизм, а на другом — полное принятие эволюционной теории. Так, в вопросе о происхождении растений и животных фигурировали «серые» варианты ответа, например «они возникли и развивались благодаря естественным процессам, но под божественным руководством» или «они возникли благодаря естественным процессам, созданным Богом, но затем развивались сами по себе».

В онлайн-опросе приняли участие 1100 американцев, из которых 26% были креационистами, а 32% — приверженцами эволюционной теории. При этом 68% испытуемых «провалили» тест на понимание сути концепции. Причем уровень осведомленности статистически значимо коррелировал со склонностью к принятию теории. Эффект сохранялся даже после внесения поправок на религиозные и политические взгляды, для которых ранее была показана связь с верой в эволюционную теорию.

Авторы исследования называют результат этого исследования «хорошими новостями» для просветителей и не планируют останавливаться на достигнутом. В дальнейшем они собираются выяснить, как именно на осведомленность в теории эволюции и ее приятие влияют средства массовой информации.

Статья ученых из Пенсильванского университета опубликована в журнале BioScience.

А для самых законченных скептиков, которым даже детальное понимание теории мешает принять ее на веру, «Чердак» подготовил специальный материал: в нем рассказывается о нескольких видах, которые эволюционировали на человеческом веку.