Новый препарат томских ученых позволит избежать лишних операций при лечении рака

Ученые НИИ онкологии СО РАМН в Томске разработали препарат, который поможет врачам определять, поражены ли лимфатические узлы ракового больного метастазами, и в зависимости от этого принимать решение об их хирургическом удалении. В настоящее время препарат прошел доклинические испытания.
Лимфатические узлы в организме объединяются в группы. Тот узел, в который в первую очередь попадает лимфа, оттекающая от опухоли, называется сторожевым. Если в нем есть раковые клетки, то, скорее всего, ими поражены и остальные узлы группы. Если же в сторожевом узле раковых клеток нет, то и вся остальная группа от них свободна.

Разработанный учеными радиофармацевтический препарат на основе меченого технецием-99m гамма-оксида алюминия нужен для того, чтобы обнаруживать сторожевые лимфоузлы вокруг опухолей.

«Препарат с помощью обычного шприца вводится в четыре точки возле опухоли и от них идет в лимфатические узлы. Узел, где произойдет накопление препарата, будет сторожевым. Он хирургически удаляется, а затем узел изучают патоморфологи. Если они находят метастазы, выполняется операция по удалению всей группы. Если метастазы не обнаруживаются, предполагается, что и в других лимфоузлах их нет, а значит, и иссекать их не нужно», — сказал старший научный сотрудник томского НИИ онкологии Иван Синилкин, чьи слова приводит издание «Ино Томск».

Такой подход является стандартным при лечении меланомы, опухолей молочной железы и простаты. Однако в России пока нет препаратов для этой цели.

Разработка препарата, созданного в Томске, заняла около 10 лет. Последние три года он проходил доклинические испытания (обычно проводятся на животных). В настоящее время ученые ищут финансирование для продолжения работы, в частности, препарат должен пройти клинические испытания (на людях) для того, чтобы его можно было применять при лечении рака.