Фрагмент скриншота из прямой трансляции наблюдений за лунным затмениемahecht / Reddit / imgur (яркость увеличена)

На Луне увидели вспышку во время затмения

Ее вызвал удар метеорита размером с футбольный мяч о поверхность Луны

Во время лунного затмения 21 января 2019 года на поверхности Луны зафиксировали яркую вспышку. Это стало первым падением метеорита, которое увидели во время затмения.

Вспышка видна на видеозаписях, сделанных астрономами-любителями, причем даже без использования больших телескопов — для фиксации событий было достаточно и длиннофокусных телеобъективов. Развитие техники за последние десятилетия сделало возможным наблюдение за метеоритной бомбардировкой Луны силами любителей, однако раньше увидеть подобное событие в момент затмения никому не удавалось.

Предположение астрономов-любителей в обсуждении на сайте Reddit, что перед ними был взрыв метеорита, подтвердил и профессиональный исследователь. Как отмечает New Scientist, испанский астроном Хосе Мадейда из университета Уэльвы признал эту версию корректной и добавил, что упавший метеорит, вероятно, был относительно невелик, размером с футбольный мяч. При столкновении с Землей подобные объекты почти наверняка сгорают в атмосфере, но на лишенной атмосфере Луне он беспрепятственно достиг поверхности и все преобразование кинетической энергии метеорита в тепло произошло практически мгновенно — отсюда и яркая вспышка, видимая даже в скромные астрономические инструменты.

Мадейда отметил также то, что наблюдения за Луной с целью зафиксировать падение метеоритов ведется давно, но в полнолуние яркость поверхности не дает заметить большинство подобных событий. Затмение предоставило благоприятные условия, сделав взрыв более заметным.

Как недавно выяснили ученые, метеоры стали чаще залетать на Луну (и Землю, соответственно) в последнее по геологическим меркам время: если рассматривать данные за последний миллиард лет, то начиная с отсечки 290 млн лет назад частота их столкновений с естественным спутником Земли увеличилась почти в три раза. Ученые даже допускают, что именно с этим связаны три массовых вымирания на нашей планете, которые также произошли в этот период истории Земли.