Все новости

Лошадь Пржевальского оказалась вторично одичавшим домашним животным

Процесс одомашнивания диких лошадей происходил как минимум дважды.

Международная группа ученых, при участии Владимира Питулко из Института материальной культуры РАН, провела анализ ДНК современных лошадей и сравнила их с ДНК древних лошадей первых кочевников мира — Ботайской культуры. Выяснилось, что ботайские лошади, древнейшие из одомашненных, не оставили следы в геномах современных домашних лошадей. Зато их потомками оказались лошади Пржевальского, до сих пор ошибочно считающиеся последними дикими лошадьми на планете. Соответствующая статья опубликована в Science.

Древнейшие одомашненные лошади относятся к периоду Ботайской культуры (северо-запад Казахстана), существовавшей в 3700−3100 годах до нашей эры. Именно в ее памятниках найдены первая конская сбруя и остатки первого кумыса. Это побудило исследователей сравнить гены двух десятков лошадей ботайской культуры (археологические находки) с другими лошадьми.

Результаты оказались неожиданными. В геноме всех современных лошадей сходство с ботайскими оказалось очень малым — около всего 2,8 процента (а например, в геноме современных людей содержится до четырех процентов генов вымерших неандертальцев). Зато геном лошади Пржевальского оказался предельно схож с «ботайским».

Авторы предлагают два объяснения. Первое: современные лошади — потомки иной группы диких лошадей, не родственной «ботайцам». А второе — первые лошади ботайской культуры затем оказались вытеснены в стадах этих же кочевников домашними лошадьми с другими дикими предками.

Вторая гипотеза практически невероятна: лошади Пржевальского очень выносливы и сильны, едят саксаул и иные сложные для потребления корма — степным жителям нет смысла отказываться от таких. Кроме того, в кочевых культурах не умели полностью контролировать режим спаривания лошадей (что неоднократно приводило к их скрещиванию с дикими). Очень трудно себе представить, что при вторичном одомашнивании другой группы лошадей ее представители могли бы избежать скрещивания с первыми ботайскими лошадьми.

Первое объяснение более реалистично, но оно означает, что на каком-то этапе ботайская культура должна была потерпеть крах. Кочевники по определению не могут сохранить свое общество без лошадей. И если те в какой-то момент одичали, то причиной этого могло стать только исчезновение их хозяев.

В теории это вполне возможно. Культура Ботай — не индоевропейская. В 2000−2500 годах до нашей эры лошадь одомашнили предки индоевропейцев. Вслед за этим они предприняли серию успешных военных походов, в ходе которых вторглись через Причерноморье на Балканы и Апеннины, а также в Индию и Иран. Маршруты их частично могли совпасть с землями культуры Ботай. Вторжение индоевропейцев в ряде случаев приводило к падению доиндоевропейских цивилизаций (критская, древнеиндийская и так далее).