Текст уведомления здесь

Лошадь Пржевальского оказалась вторично одичавшим домашним животным

Процесс одомашнивания диких лошадей происходил как минимум дважды.
Добавить в закладки
Комментарии

Международная группа ученых, при участии Владимира Питулко из Института материальной культуры РАН, провела анализ ДНК современных лошадей и сравнила их с ДНК древних лошадей первых кочевников мира — Ботайской культуры. Выяснилось, что ботайские лошади, древнейшие из одомашненных, не оставили следы в геномах современных домашних лошадей. Зато их потомками оказались лошади Пржевальского, до сих пор ошибочно считающиеся последними дикими лошадьми на планете. Соответствующая статья опубликована в Science.

Древнейшие одомашненные лошади относятся к периоду Ботайской культуры (северо-запад Казахстана), существовавшей в 3700−3100 годах до нашей эры. Именно в ее памятниках найдены первая конская сбруя и остатки первого кумыса. Это побудило исследователей сравнить гены двух десятков лошадей ботайской культуры (археологические находки) с другими лошадьми.

Результаты оказались неожиданными. В геноме всех современных лошадей сходство с ботайскими оказалось очень малым — около всего 2,8 процента (а например, в геноме современных людей содержится до четырех процентов генов вымерших неандертальцев). Зато геном лошади Пржевальского оказался предельно схож с «ботайским».

Авторы предлагают два объяснения. Первое: современные лошади — потомки иной группы диких лошадей, не родственной «ботайцам». А второе — первые лошади ботайской культуры затем оказались вытеснены в стадах этих же кочевников домашними лошадьми с другими дикими предками.

Вторая гипотеза практически невероятна: лошади Пржевальского очень выносливы и сильны, едят саксаул и иные сложные для потребления корма — степным жителям нет смысла отказываться от таких. Кроме того, в кочевых культурах не умели полностью контролировать режим спаривания лошадей (что неоднократно приводило к их скрещиванию с дикими). Очень трудно себе представить, что при вторичном одомашнивании другой группы лошадей ее представители могли бы избежать скрещивания с первыми ботайскими лошадьми.

Первое объяснение более реалистично, но оно означает, что на каком-то этапе ботайская культура должна была потерпеть крах. Кочевники по определению не могут сохранить свое общество без лошадей. И если те в какой-то момент одичали, то причиной этого могло стать только исчезновение их хозяев.

В теории это вполне возможно. Культура Ботай — не индоевропейская. В 2000−2500 годах до нашей эры лошадь одомашнили предки индоевропейцев. Вслед за этим они предприняли серию успешных военных походов, в ходе которых вторглись через Причерноморье на Балканы и Апеннины, а также в Индию и Иран. Маршруты их частично могли совпасть с землями культуры Ботай. Вторжение индоевропейцев в ряде случаев приводило к падению доиндоевропейских цивилизаций (критская, древнеиндийская и так далее).

Добавить в закладки
Комментарии
Вам понравилась публикация?
Расскажите, что вы думаете, и мы подберем подходящие материалы