Лишайники воспрянули после вымирания динозавров

Массовое вымирание на границе мелового и палеогенового периодов нисколько не повредило этим организмам и даже, наоборот, помогло

Исследование эволюции лишайников показало, что на момент мел-палеогенового вымирания пришелся взрыв роста их разнообразия. Событие, которое привело к одному из самых массовых вымираний в истории Земли, возможно, лишь подстегнуло эволюцию грибо-водорослевого союза, уничтожив большинство их конкурентов.

Мел-палеогеновое вымирание ударило не только по рептилиям, оставив от могучей группы животных только птиц. Массовое вымирание 66 миллионов лет назад также прошлось по разнообразию и других четвероногих — крокодиломорфов, змей, ящериц, птиц и млекопитающих. Эти группы выжили, но их разнообразие сильно пострадало от катастрофы в конце мезозоя. Но не всем стало жить хуже во время вымирания. Лихенологи (ученые, которые изучают лишайники) Филдсовского музея естественной истории задались вопросом, как же объекты их интереса пережили катаклизм.

Для выяснения этого они использовали метод молекулярной филогенетики, который основан на том, что мутации идут с известной скоростью. Это значит, что, сравнив ДНК родственных видов, можно приблизительно сказать, когда они разошлись на филогенетическом древе.

Авторы статьи, опубликованной в журнале Scientific Reports, изучили ДНК грибов подклассов Lecanoromycetidae и Ostropomycetidae, которые формируют большинство лишайников. Они смогли очень приблизительно определить время, когда образовалось большинство ветвей современных лишайников. Хотя эти симбиотические создания известны с девонского периода, (419—358 миллионов лет назад), настоящий взрыв в их разнообразии, как оказалось, произошел где-то между 100 и 40 миллионами лет назад.

Авторы статьи считают, что приурочен он был как раз к мел-палеогеновому вымиранию. По их словам, «очень заманчиво» думать, что массовое вымирание, которое сказалось на конкурентах лишайников, растениях-эпифитах, освободило экологическую нишу для примитивных организмов. Эпифиты, так же как и лишайники, растут не на почвах, а, например, на других растениях. Лишайникам гибель конкурентов пошла на руку, и они стали активно расти и развиваться на освободившихся местах.

Ученые признают, что интервал в 60 миллионов лет великоват. Кроме вымирания динозавров в него умещаются и менее известные события — ряд климатических событий во время мелового периода и в палеогене. Тем не менее новые данные хорошо укладываются в общую картину резкого изменения видового разнообразия в животном мире во время вымирания, только для лишайников — со знаком плюс, а не минус.