Лишайники научились разогревать вечную мерзлоту

Покрытые ими арктические почвы становятся теплее, и мерзлота под ними тает.

Международная группа ученых при участии исследователей из Тихоокеанского института географии Дальневосточного отделения РАН изучила влияние различных видов арктической растительности на вечную мерзлоту и температурный режим. Выяснилось, что лишайниковые маты заметно способствуют таянию вечной мерзлоты и обеспечивают рост локальных температур почвы. Кроме того, они являются производителями, а не потребителями углекислого газа — в отличие от остальной арктической растительности. Соответствующая статья опубликована в PLоS ONE.

В фокус внимания исследователей попало влияние лишайников на лиственные леса северо-востока Сибири. Поскольку лиственницы здесь отстоят друг от друга сравнительно далеко, сомкнутого растительного полога не образуется и ключевую роль в тепловом и газовом балансе экосистемы начинает играть растительность нижних ярусов — кустарники, мхи и лишайники. Чтобы выяснить, каков вклад каждого из ярусов леса, а также отдельно растений и лишайников, ученые измерили как электрическое сопротивление почвы под разными формами растительности, так и температуру почвы и состав воздуха над ними.

Оказалось, что под лишайниковыми матами электрическое сопротивление было заметно ниже, чем под другими видами растительности, а это является показателем более интенсивного таяния вечной мерзлоты в покрытых ими зонах. Измерения температур указали и причину этого — почва под лишайниками в летнее время года на 1−2 градуса теплее, чем под мхами и кустарниками. Вероятно, это связано с тем, что лишайники имеют более высокую теплопроводность, чем мхи, что позволяет почве сильнее нагреваться в летний период.

Изучение газового баланса над разными видами растительности Арктики показало, что лишайники являются производителями углекислого газа, в то время как кустарники и мхи, напротив, — потребителями. Связано это с тем, что в биомассе лишайников доминируют грибы, которые фотосинтезом не занимаются. В то же время кустарник и мхи не симбиотические организмы, как лишайники, а «чистые» фотосинтезирующие растения, потребляющие СО2.

В то же время, несмотря на большую глубину протаивания вечной мерзлоты под лишайниками, там не удалось обнаружить признаков усиленного выхода газов, в том числе углекислого — важнейшего парникового газа. Исследователи предполагают, что это связано с низким содержанием органических остатков в арктических почвах.

Из работы следует, что лишайниковые маты, по сути, создают особый микроклимат — более теплый и враждебный к вечной мерзлоте. В нормальных условиях это не влияет на мерзлоту значительно — та ее часть, что оттаивает летом, обычно вновь замерзает зимой. Однако сейчас, в период глобального потепления, замерзание заметно усложняется и однажды оттаявшая мерзлота не всегда возвращается в исходное состояние в зимний период. Поскольку в тундре лишайники часто являются доминирующим видом растительности, они могут заметно ускорять процессы глобального потепления и таяния вечной мерзлоты на весьма обширных пространствах Северного полушария.

На полярном острове Белом когда-то росли березы

В то время он был частью материка в 200 километрах от моря, кроме того, остров неоднократно полностью уходил под воду.

Специалисты Международной комплексной научно-исследовательской лаборатории по изучению изменения климата, действующей на базе Тюменского государственного университета, проследили за эволюцией климатических условий на территории острова Белый в Карском море. Изучение почв и погребенных торфов показало, что около 9—14 тысяч лет назад здесь наблюдался температурный максимум и существовала флора, характерная сегодня для территорий на 700 километров южнее. Об этом сообщается на сайте Департамента по науке и инновациям Ямало-Ненецкого автономного округа.

Изучение образцов позволило ученым выделить пять основных этапов в эволюции острова. Прежде всего обращает на себя внимание термический максимум, приходящийся на границу перехода между позднеледниковьем и голоценовой эпохой (9—14 тыс. лет). К этому периоду относятся находки в современной арктической тундре остатков злаковых трав и хвойных растений, которые в настоящее время характерны для субарктической зоны. Мало того, найдены и отдельные образцы растений, которые сегодня растут в так называемой гипоарктической зоне, что на 700 километров южнее Белого. Это значит, что в тот период здесь можно было бы увидеть карликовую березу, вахту, рдест, рогозу, вереск и морошку.

Кроме того, исследователям удалось установить, что Белый не всегда был островом. В начале голоцена, около 12 тысяч лет назад, эта территория была частью континента и находилась почти в 200 километрах от моря. Позднее, около 9 тысяч лет назад, в результате морского наводнения эта местность была затоплена и появился остров, который мы сегодня знаем как Белый. Впоследствии он еще несколько раз почти полностью уходил под воду.

По словам заведующего лабораторией Андрея Юртаева, формирование ландшафтов острова Белый происходило под воздействием целого ряда факторов: климатических изменений, тектонических подвижек, и, главное, изменений уровня моря. «Удивительно, но низкие молодые морские равнины, которые формируют острова и побережья Ямала и Гыдана, — это нестабильные в геоморфологическом и экосистемном планах территории. Наверное, можно их сравнить по этому критерию с горными территориями. А значит, они требуют очень точного и чуткого управления собой», — заключил Юртаев.

Российские ученые составили карту сорняков-оккупантов

Меньше всего инвазивных видов растений в Республике Карелия, больше всего — в Калужской области.

Ботаники из России, Чехии, Австрии, Германии и Китая обработали данные о встречаемости 354 инвазивных (чужеродных и быстро распространяющихся) видов растений в 45 регионах России. Данная работа позволила заполнить крупный пробел в знаниях об экологии растений Восточной Европы и Северной Азии. Научная статья опубликована в журнале Biological Invasions.

В сборе информации активно принимали участие сотрудники институтов и университетов множества субъектов Российской Федерации (список их имен и контактов можно найти по ссылке на научную публикацию). Благодаря им удалось получить данные об инвазивных видах растений с 83 процентов площади нашей страны. Распространенность опасных сорняков и «агрессивных» деревьев изучали на территории Хабаровского края, Магаданской области, Республики Хакасия, Мурманской области, Республики Северная Осетия-Алания, Нижегородской области, Республики Башкортостан, Волгоградской области и практически всех регионов Центральной России.

Ученые выяснили, что суммарно в этих регионах 354 вида-«пришельца». Из них 277 встречаются в европейской части России, 70 характерны для Сибири, а 79 растут на Дальнем Востоке. Некоторые растения распространились на все названные крупные территории или хотя бы на две из них. В среднем в одном субъекте федерации обитает 27 инвазивных видов. Наиболее разнообразны они в Калужской области: там видов-«пришельцев» 71. В Республике Карелия, напротив, их нет.

Самые распространенные (встречаются в 30 или более регионах) — клен ясенелистный (Acer negundo, эти деревья чаще других падали при московском урагане 2017 года), эхиноцистис (Echinocystis lobata, его часто путают с «бешеным огурцом»), элодея канадская (Elodea canadensis, водное цветковое растение) и мелколепестник канадский (Erigeron canadensis). [ ... ]