Легкие мышей делают кровь

Ученые из США выяснили, что легкие производят большую часть тромбоцитов у мышей и способны производить и другие клетки крови.

До настоящего времени было принято считать, что кроветворные клетки находятся в основном в костном мозге. Это в том числе мегакариоциты, которые производят тромбоциты. Тромбоциты — это кровяные тельца, которые создают тромбы в местах повреждений кровеносных сосудов и таким образом останавливают кровотечение. Ученые из Калифорнийского университета в Сан-Франциско исследовали легкие живых мышей, в которых прежде мегакариоциты уже обнаруживали, но роль легочных кроветворных клеток еще не была ясна.

Для исследования ученые использовали живых мышей, модифицированных таким образом, что их мегакариоциты и тромбоциты содержали флуоресцирующий пигмент. Надрезав кожу животным, находившимся под наркозом, ученые с помощью двухфотонного лазерного микроскопа наблюдали за светящимися клетками в их организме.

Исследователи обнаружили большое количество мегакариоцитов в кровеносных сосудах легких и в легочных тканях. По их подсчетам, мегакариоциты в легких производили около 10 миллионов тромбоцитов в час, а это больше половины всех тромбоцитов, которые образует организм мыши за это время.

Затем ученые пересадили мышам, мегакариоциты которых светятся, легкие обычных мышей и обнаружили, что светящиеся кроветворные клетки через некоторое время оказались в легких. Они провели обратный эксперимент и пересадили легкие от мышей с флуоресцирующими мегакариоцитами мышам, у которых костный мозг лишен любых кроветворных клеток. Обнаружилось, что в костном мозге появились и клетки, производящие тромбоциты, и, кроме того, клетки, которые дают начало белым кровяным тельцам, а это значит, что в легких кроме мегакариоцитов есть и другие гемопоэтические стволовые клетки, которые дают начало клеткам крови.

Ученые сделали вывод, что легкие играют важную и недооцененную прежде роль в производстве клеток крови.

Результат эксперимента с пересадкой легкого показал, что в легких присутствуют кроветворные стволовые клетки, а данные о важной роли легких в производстве тромбоцитов, как считают ученые, помогут в лечении тромбоцитопении — болезни, при которой тромбоцитов в организме не хватает.

Исследование описано в журнале Nature.

Чтобы тромбоциты заткнули прореху в сосуде, они должны активироваться — принять форму амебы с ножками или стать похожими на шар. Российские ученые проследили за тем, как это происходит.