Лед с кометы Чурюмова — Герасименко старше Солнечной системы

Астрономы, обрабатывающие данные космической миссии «Розетта», сообщают, что молекулы воды на поверхности кометы Чурюмова — Герасименко оказались старше Солнечной системы.

Автоматическая межпланетная станция «Розетта» была запущена в 2004 году к комете 67P/Чурюмова — Герасименко. Станция состояла из двух частей — собственно зонда «Розетта» и спускаемого аппарата «Филы». 12 ноября 2014 года «Филы» спустился на поверхность кометы и в течение полугода в ходе коротких сессий передавал данные: снимки поверхности, изотопный состав. 30 сентября 2016 года программа была завершена — зонд «Розетта» совершил контролируемое столкновение с кометой Чурюмова — Герасименко. Межпланетная система наблюдения была разработана и курировалась Европейским космическим агентством совместно с NASA. Российские ученые косвенно принимали участие в миссии, разработав часть аналитического оборудования для аппаратов.

Находящийся на «Розетте» датчик ионного и нейтрального анализа ROSINA мог определять изотопы различных атомов, а также редкие органические молекулы, выделяющиеся из ядра кометы в виде газов. Измерения, которые проводил анализатор ROSINA, помогают узнать, где атом возник (например, внутри сверхновой звезды) или, в случае органической молекулы, при каких условиях (температура, давление) она синтезировалась.

Астрономы определили, что исследованный кометный лед в основном старше Солнечной системы, то есть возник более 4,5 млрд лет назад. Возраст определили по количеству изотопов ксенона. Как газ он в очень маленьком количестве содержится в любой воде. Еще большей неожиданностью для исследователей стало большое количество серосодержащих органических веществ, которые когда-то находились на комете. Об их наличии также косвенно свидетельствуют обнаруженные изотопы ксенона. Его радиоактивные изотопы образуются в ходе сложных циклов радиоактивного распада, в которых участвуют и радиоактивные углерод и сера.

Органика на поверхности комет, как считают ученые, могла сыграть роль в возникновении жизни на Земле. Открытие астрономов повышает вероятность возникновения жизни и в других частях Вселенной.

Ранее предполагалось, что анализ кометы будет дополнен поверхностными измерениями, полученными посадочным аппаратом «Филы». Однако из-за нештатной ситуации при посадке с аппаратом на долгое время была утрачена связь и его масс-спектрометры не смогли выйти на полный режим работы. Ученые надеются, что новые космические миссии могут принести аналогичные выводы по возрасту воды на поверхностях других комет.

Результаты исследования представлены на международном симпозиуме AVS 64th Annual International Symposium and Exhibition, проходящем в Тампе (США).

Также на комете Чурюмова — Герасименко обнаружили аминокислоту и кислород.

Мюоны «высветили» полость внутри пирамиды Хеопса

Мюоны (элементарные частицы в составе космических лучей) помогли международной команде ученых открыть 30-метровую полость внутри пирамиды Хеопса.

Пирамида Хеопса (Хуфу) — пожалуй, самая известная египетская пирамида. Она была построена в третьем тысячелетии до н.э. Высота пирамиды составляет 139 метров (примерно четыре десятиэтажных дома), а ширина — 230 метров. Внутри пирамиды есть три крупные камеры, соединенные коридорами. Однако исследователи предполагают, что науке известны далеко не все помещения и проходы.

Чтобы проверить это предположение, исследователи из проекта Scan Pyramids «просветили» пирамиду при помощи мюонов — элементарных частиц, которые входят в состав космических лучей. В космосе мюоны движутся плотным потоком почти со скоростью света, поэтому не только долетают до Земли, но и проходят сквозь многометровую толщу скальных пород.

Поскольку через пустоты за единицу времени проходит больше мюонов, чем через плотное вещество камня, исследователи создали детекторы, позволяющие по разности этих потоков обнаруживать полости внутри крупных объектов из камня. Правда, такой метод имеет ограничения. Поскольку пирамида очень большая и построена из плотного камня, до детекторов доходит всего 1% мюонов. Из-за этого данные приходится накапливать в течение нескольких месяцев.

В 2015 году японские исследователи воспользовались разработанными в Нагойском университете ядерными фотопленками размером 20Х30 см. Эти фотопленки покрыты слоем эмульсии толщиной в 70 микрометров, которая позволяет фиксировать траектории мюонов с субмикрометрической точностью. Поскольку небольшие ядерные фотопленки подходят для компактных детекторов, которым не нужно много электричества, их удобно устанавливать внутри пирамиды. [ ... ]

Историки и физики разглядели прижизненный портрет Ивана Грозного

Сотрудники Исторического музея и Института космических исследований РАН при помощи мультиспектральной съемки, которая используется для изучения космоса, «проявили» единственный прижизненный портрет Ивана IV.

Единственный подлинный прижизненный портрет Ивана Грозного был вытиснен на переплете первопечатного «Апостола» 1564 года, первой датированной напечатанной в России книги, в технике гравюры на меди и оттиснут на ее верхней крышке. Однако изображение русского царя считается угасшим. Вытисненное на кожаном переплете, оно со временем разгладилось: в XIX веке его было едва видно, а сейчас и вовсе невозможно различить невооруженным глазом.

Для восстановления изображения исследователи использовали метод мультиспектральной съемки: они получили множество цифровых изображений в различных диапазонах длин волн, от ультрафиолетового до инфракрасного, и под разными углами освещения. Затем снимки обработали с помощью специальных алгоритмов, разработанных сотрудниками ИКИ РАН и их коллегами.

«Поверхность переплета освещалась боковым светом, а высота и азимут положения источника света подбирались экспериментально, чтобы получить максимально контрастный рельеф», — рассказывает главный специалист Института космических исследований РАН Александр Андреев.

После обработки снимков на изображениях «проступили» очертания лица Ивана Грозного. Считается, что это единственный достоверный прижизненный портрет царя Ивана IV. Он был выполнен на специальном подносном экземпляре «Апостола» — в знак благодарности за поддержку печатного дела от создателя книги, одного из первых книгопечатников России Ивана Федорова. [ ... ]

Отдельные органы северных рыб нужно проверять на ДДТ

Ученые из Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) по итогам исследований содержания пестицидов в морской рыбе и животных предложили более тщательно подходить к контролю качества рыбной продукции.

Ученые ДВФУ на протяжении нескольких лет изучают содержание в воде Охотского и Берингова морей содержание хлорорганических пестицидов (гексахлорциклогексан и ДДТ). Особенность этих веществ в том, что они не распадаются, а накапливаются в организмах животных. Они попадают в воды северных морей из южных широт вместе с воздушными массами, говорится в пресс-релизе университета.

Известно, что чем выше положение животного в пищевой цепочке, тем больше в нем накапливается пестицидов. В последних исследованиях вещества были обнаружены учеными ДВФУ в мышцах и печени моржей и серых китов из Берингова моря.

Недавно ученые снова исследовали несколько видов лосося и обнаружили, что больше метаболитов гексахлорциклогексана и ДДТ собирают печень, икра и молоки. Количество пестицидов также зависит от возраста рыбы. В настоящее время ученые изучают дальневосточных камбал.

«Исследования показывают, что содержание пестицидов в дальневосточной рыбе в этом году не отличается от прошлого. Но мы предлагаем новое обсуждение: как этот уровень рыб можно использовать в качестве индикаторов загрязнения. Для этого нужно отловить рыб, взять органы и ткани на анализ, посмотреть, сколько содержания определенных соединений», — считает доцент департамента пищевых наук и технологий, заведующий лабораторией пищевой биотехнологии и фармаконутрициологии Школы биомедицины ДВФУ Василий Цыганков. [ ... ]