Квантовые точки гибельно действуют на клетки крови

Сотрудники Нижегородского государственного университета показали, что нейтрофильные гранулоциты (тип клеток крови) захватывают квантовые точки, после чего чаще всего погибают. При этом механизмов гибели от квантовых точек — несколько.

Квантовые точки — это кристаллы полупроводников, достаточно маленькие, чтобы в них проявлялись квантовые эффекты. Они способны флуоресцировать, вследствие чего их используют в ряде приборов. Однако для живых организмов квантовые точки могут быть опасны. Их действие на некоторые типы клеток крови и проверили российские ученые.

Ученые взяли образцы венозной крови у здоровых добровольцев и выделили оттуда лейкоциты. Эти клетки участвуют в иммунных реакциях, в частности, они захватывают чужеродные частицы и переваривают их, однако зачастую гибнут при этом. В сыворотку крови с лейкоцитами в ходе экспериментов добавляли квантовые точки двух типов — с сердцевиной из CdSe, покрытые ZnS с меркаптопропионовой кислотой, и с сердцевиной из CdSe/CdZnS, покрытые ZnS с полиакриловой кислотой. Характеристики их флуоресценции, а также диаметр несколько отличались.

Лейкоциты охотнее захватывали квантовые точки второго типа, с сердцевиной из CdSe/CdZnS. Активнее всего это делали нейтрофильные гранулоциты. При этом часть из них меняла форму и создавала множество отростков, часть занималась аутофагией и пожирала некоторые собственные органоиды, а остальные погибали путем некроза или апоптоза. Некоторые клетки даже «мумифицировались». Некроз, аутофагия и появление отростков приводили к выбросу веществ, характерных для реакций воспаления, а апоптоз и «мумификация» такого не вызывали.

Таким образом, исследователи установили, что в большинстве случаев при контакте с квантовыми точками нейтрофильные гранулоциты погибают. Механизмов гибели несколько, но наиболее часто реализуются некроз и апоптоз. На квантовые точки с различными покрытиями клетки реагируют неодинаково, но в любом случае такое взаимодействие не приносит им пользы.

Научная статья с результатами исследования опубликована в журнале Micron.

Подробнее о квантовых точках и их применении в солнечной энергетике читайте на «Чердаке».