Куры доказали, что эволюция может идти в разы быстрее, чем думали ученые

Результаты изучения генетического материала кур одного поколения, имеющих общее происхождение, опровергли популярное представление о том, что эволюция движется очень медленно. Ученые обнаружили по крайней мере две мутации, закрепившиеся в течение последних 50 поколений.
Исследование

, проведенное группой европейских ученых, опубликовано в журнале

Biology Letters

.

Для экспериментов были взяты образцы крови 12 цыплят из одного поколения, относящихся к наиболее отдаленным линиям одного рода. Селективные работы в данной родословной начались в 1957 году, и на сегодняшний день различия между представителями одного поколения колоссальны: до 10 раз по массе на 56 день от роду.

В работе анализировалась ДНК митохондрий — органелл клеток, осуществляющих дыхание и энергетический обмен. Они обладают собственным геномом, который при делении клеток передается напрямую от матери к ребенку. Это позволяет отследить передачу генетической информации без смешения генов, происходящего при половом размножении. Ранее считалось, что скорость изменения митохондриальной ДНК — около 2% за миллион лет, однако данное исследование показало, что темп мутаций в конкретной родословной может быть в 15 раз выше. Авторы работы считают, что ученые, возможно, не замечают быстрого темпа эволюции, поскольку они привыкли следить за ее течением на протяжении миллионов лет — например, при анализе окаменелостей.

Еще одним важным открытием было обнаружение митохондриальной ДНК, передающейся птенцам от отцов, хотя ранее этот феномен считался крайне редким. «Единственное, что мы знали о митохондриях, — то, что они почти исключительно передаются по материнской линии, однако нам удалось определить птенцов, которые унаследовали митохондрии от своего отца. Это говорит о том, что «утечка» отцовской ДНК вполне может произойти в популяции птиц», — говорит ведущий автор исследования доктор Мишель Александер (

Michelle Alexander

).

Анализ митохондриальной ДНК является перспективным источником информации о ходе эволюции. К примеру, пользуясь тем фактом, что митохондрии передаются

по материнской линии

, ученые придумали красивую абстракцию — так называемую митохондриальную Еву, то есть женщину, которая была предком всех ныне живущих людей.

Биологи из МГУ научились исследовать работу живых митохондрий

Сотрудники Московского государственного университета совместно с датскими и немецкими коллегами провели исследование процессов, которые происходят внутри живых митохондрий. Это не только проливает свет на структуру внутриклеточной жизни, но и поможет создать новые методы диагностики заболеваний.

Как

сообщает

пресс-служба МГУ, ученые разработали уникальную методику, благодаря которой впервые появилась возможность селективно исследовать перенос электронов между белковыми комплексами в живой митохондрии неразрушающими методами анализа. Подробно о своей работе ученые рассказали в статье,

опубликованной [ ... ]

В ближайшие 20 лет планета лишится половины львов

Британские ученые выяснили, что в течение следующих 20 лет численность львов может уменьшиться вдвое: популяция животных стремительными темпами сокращается в Западной, Центральной и Восточной Африке. Обнадеживает лишь ситуация в Южной Африке, где наблюдается небольшой прирост численности львов.

Работа Ханса Бауэра и его коллег из исследовательского подразделения охраны дикой природы в Оксфордском университете (WildCRU) была

опубликована

в журнале

PNAS [ ... ]

Физики доказали, что муравьи — это жидкость

Ученые выяснили, что при различных воздействиях скопления муравьев ведут себя подобно жидкостям или твердым телам.
Исследование