Причиной гибели сотен тысяч cайгаков оказался их симбионт

А глобальное потепление тут вовсе ни при чем
Сайгак Andrey Giljov / Wikimedia Commons
Описание
Сайгак
© Andrey Giljov / Wikimedia Commons

За считанные месяцы 2015 года в Казахстане погибло около 200 тысяч сайгаков, причем причины этого явления долго не удавалось установить. Ранее ученые считали, что массовый падеж краснокнижных животных был связан с высокой температурой и влажностью — типичными последствиями глобального потепления. Новая работа международной группы авторов, среди которых были и российские ученые, показывает, что ситуация далеко не столь однозначна.

Сперва ученые посчитали, что сотни тысяч сайгаков погибли от бескормицы, однако довольно значительный средний вес трупов опроверг это предположение. К тому же перед этим корма в степи было много — для зимы 2014—2015 годов были характерны не очень низкие температуры и заметная влажность. Исследование павших животных показало, что многие из них заражены острой инфекционной болезнью скота — пастереллезом, который был вызван бурным размножением бактерии Pasteurella multocida серотипа B.

Места массовой гибели сайгаков в мае — июне 2015 года. Sasan Fereidouni et al. / Emerging Infectious Diseases
Описание

Обычно эта бактерия живет во многих диких животных в качестве комменсала, то есть такого симбиотического вида, который получает от хозяина выгоду, а тот, как правило, не получает ни пользы, ни вреда. В случае Pasteurella multocida это верно только для нормальных условий. Если же они смещены — например, иммунитет животного-хозяина оказался нарушен или если Pasteurella multocida подверглась быстрой мутации, позволяющей ей обойти иммунитет хозяина, то эта бактерия может стать причиной болезни и гибели хозяина. Эта болезнь и называется пастереллез. В 2018 году переход этой бактерии из условного патогена в угрозу для своих хозяев связали с необычайно теплыми и влажными зимой и весной 2015 года в Казахстане.

В рамках новой работы исследователи сравнили ситуацию в районе казахстанской вспышки пастереллеза в 2015 году с ситуацией в других регионах и для других видов копытных. Оказалось, что все далеко не так однозначно, как считалось ранее. Во-первых, во всех районах обитания сайгаков в Казахстане в первой половине 2015 года были сходные температуры и влажность. Однако действительно массовая гибель животных случилась лишь в Бетпакдалинской популяции, где их погибло более 85%. Более того, в том же году численность и Устюртской и Уральской популяций сайгаков в Казахстане значительно выросла — на 35—50%.