Римские крестьяне перенимали образ жизни у гуннов

Коллектив британских и венгерских археологов на основе радиоуглеродного анализа выяснил, что жители римской провинции и гунны могли взаимодействовать друг с другом более мирно, чем об этом говорят источники.

Гунны — кочевой народ, произошедший, предположительно, от центрально-азиатского народа хунну, упоминаемого в китайских источниках. В IV веке гунны вторглись на территорию Восточной Европы, положив начало так называемому Великому переселению народов. Максимального расцвета объединение гуннов достигло в V веке при вожде Аттиле, а центр этого объединения находился в Паннонии, которая тогда была римской провинцией и находилась на территории нынешней Венгрии.

Считается, что именно вторжение гуннов в Римскую империю открыло «коридор» другим кочевникам, что в конечном счете привело к дестабилизации и падению империи. Отношения римских приграничных провинций с гуннами историкам до сих пор до конца не понятны. Согласно римским источникам, гунны несли только ужас и разрушения. Тем не менее новая работа археологов из Кембриджа, Ноттингема и Будапешта показала, что контакты оседлого населения с пришлым были, возможно, более мирными, чем принято считать.

Археологи изучили могилы земледельцев и кочевников из нескольких деревень Паннонии — и сами погребения, и костные останки в них. Погребения не свидетельствовали о каких-либо серьезных разрушениях или хозяйственном упадке (имели украшения), зато в некоторых из них были обнаружены предметы из Причерноморья и Западной Германии, которые могли привезти гунны, что говорит о культурном обмене, хотя римские историки всегда подчеркивали полную культурную противоположность римлян и «варваров».

Что касается образа жизни, то для его определения ученые воспользовались стандартной практикой — радиоуглеродным анализом зубов и костей, позволяющим определить диету человека на разных этапах его жизни. Для этого они измерили содержание тяжелых и легких изотопов углерода, азота, стронция и кислорода. Эти изотопы накапливаются во всех живых организмах — от растений и грибов до людей, причем в каждом звене так называемой трофической цепи их пропорции будут разными. Чем выше организм в пищевой цепочке, тем больше в нем будет содержание, например, стабильных изотопов азота. Таким образом, содержание различных изотопов азота покажет, какое количество белков (молока или мяса) организм потреблял при жизни. По дентину и зубной эмали можно определить тип питания в разные периоды времени.

Затем полученные образцы ученые сравнили с того же рода данными из Центральной Германии, где жили типичные земледельцы того времени, и несколькими местами в Сибири и Монголии, где жили типичные кочевники. Уже известно, что диета земледельцев в Европе того времени была довольно однообразной — в основном пшеница, овощи и бобовые, очень мало мяса и почти никакой рыбы. Диета кочевников, наоборот, содержала много мяса и мало растительной пищи.

Выяснилось, что диета жителей Паннонии была не такой однообразной: периодами мясо составляло существенную долю в их рационе. В то же время кости и зубы некоторых кочевников свидетельствовали о том, что они потребляли периодами злаки и бобовые. Это говорит о том, что земледельцы, вероятно, перенимали у кочевников их опыт животноводства и в тяжелые для земледелия периоды могли переходить на пастушеский образ жизни. В то же время некоторые кочевники могли «оседать» на землю и перенимать у местного населения опыт земледелия — они могли вести земледельческий образ жизни часть года или в течение нескольких лет. Такие ситуации описаны этнографами, теперь им нашлись и археологические подтверждения.

Археологи пришли к выводу, что эти свидетельства вкупе с климатом и ландшафтом карпатского региона того времени (смешение степных, лесных и горных участков) говорит о том, что население здесь взаимодействовало на более сложном уровне, чем просто «завоевание—подчинение»: оно могло перенимать образ жизни друг друга, приспосабливаясь к изменчивым условиям. А значит, даже само противопоставление «оседлость—кочевье» здесь неприменимо: скорее, речь идет о локальных группах населения, которое меняло свой образ жизни и переключалось между режимами «земледелие—скотоводство» в зависимости от природных и социальных условий.

Исследование опубликовано в журнале Plos.One.

Ранее археологи уточнили структуру экономики древней Мезоамерики. Оказалось, кролиководство образовывало настоящую индустрию у населявших ее племен.

Легкие мышей делают кровь

Ученые из США выяснили, что легкие производят большую часть тромбоцитов у мышей и способны производить и другие клетки крови.

До настоящего времени было принято считать, что кроветворные клетки находятся в основном в костном мозге. Это в том числе мегакариоциты, которые производят тромбоциты. Тромбоциты — это кровяные тельца, которые создают тромбы в местах повреждений кровеносных сосудов и таким образом останавливают кровотечение. Ученые из Калифорнийского университета в Сан-Франциско исследовали легкие живых мышей, в которых прежде мегакариоциты уже обнаруживали, но роль легочных кроветворных клеток еще не была ясна.

Для исследования ученые использовали живых мышей, модифицированных таким образом, что их мегакариоциты и тромбоциты содержали флуоресцирующий пигмент. Надрезав кожу животным, находившимся под наркозом, ученые с помощью двухфотонного лазерного микроскопа наблюдали за светящимися клетками в их организме.

Исследователи обнаружили большое количество мегакариоцитов в кровеносных сосудах легких и в легочных тканях. По их подсчетам, мегакариоциты в легких производили около 10 миллионов тромбоцитов в час, а это больше половины всех тромбоцитов, которые образует организм мыши за это время.

Затем ученые пересадили мышам, мегакариоциты которых светятся, легкие обычных мышей и обнаружили, что светящиеся кроветворные клетки через некоторое время оказались в легких. Они провели обратный эксперимент и пересадили легкие от мышей с флуоресцирующими мегакариоцитами мышам, у которых костный мозг лишен любых кроветворных клеток. Обнаружилось, что в костном мозге появились и клетки, производящие тромбоциты, и, кроме того, клетки, которые дают начало белым кровяным тельцам, а это значит, что в легких кроме мегакариоцитов есть и другие гемопоэтические стволовые клетки, которые дают начало клеткам крови. [ ... ]

Технофобы чаще нервничают и боятся остаться безработными

Социолог Бейлорского университета выяснил, что технофобы — люди, испытывающие страх перед роботами, искусственным интеллектом и новыми технологиями, — чаще боятся потерять работу и больше подвержены тревоге.

Ученый из Бейлорского университета решил измерить восприимчивость американцев к новым технологиям и узнать, испытывают ли люди страх остаться без работы из-за роботов и искусственного интеллекта. Для этого ученый проанализировал данные второй волны опроса, касающегося страхов жителей США, который ежегодно проводится Университетом Чепмена с 2014 года. В опросе участвовали 1 541 человек старше 18 лет, выбранные случайном образом из разных слоев населения. Анкета включала вопросы о страхах, в том числе опасения по поводу государственной политики, преступности, природных и техногенных катастроф, технического прогресса и т.д.

Особое внимание уделялось вопросам, которые касалась личных страхов респондентов по поводу новых технологий и трудоустройства. Например, «Боитесь ли вы роботов, замещающих людей на рабочем месте?», «Боитесь ли вы искусственного интеллекта?», «Боитесь ли вы технологий, которые вы не понимаете?» Варианты ответов варьировались от «нет, не боюсь» до «очень боюсь».

Также социолог проанализировал ответы на вопросы о страхе респондентов потерять работу и остаться в будущем без денег, а также об их психологическом состоянии: «В течение последних двух недель как часто вы испытывали следующее: нервозность, тревогу или взвинченность; невозможность остановить или контролировать волнение; проблемы со сном; сильное волнение, при котором трудно расслабиться; ощущение страха, что должно произойти нечто ужасное и т.д.?» Участнику опроса предлагалось оценить каждый вариант ответа от «никогда» до «почти каждый день».

Выяснилось, что 37% опрашиваемых испытывают страх перед роботами, искусственным интеллектом и новыми технологиями. Изучив сопутствующие признаки в анкетах, ученый составил усредненный портрет американского технофоба: это не белая женщина, в возрасте 52 лет, замужняя, без высшего образования. [ ... ]

Создан молекулярный «убийца» старых и больных клеток

Команде австрийских, голландских и американских генетиков удалось совершить большой прорыв в области борьбы со старением. Они модифицировали специальный белок, который начал запускать в организме крыс реакции, ведущие к гибели старых и больных клеток.

Большинство ученых сегодня считают старение результатом накопления повреждений структур внутри клеток, из-за чего клетки «стареют» и начинают хуже исполнять свои функции. К примеру, повреждения ДНК, вызванные разными факторами, быстро устраняются в молодом и здоровом организме, но могут накапливаться в старости. Если таких повреждений накапливается много, в клетке запускается процесс самоуничтожения — апоптоз. Но некоторые старые и поврежденные клетки могут избегать апоптоза, создавая опасность для всего организма. В 2016 году ученые получили ещё одно подтверждение, что именно старение клеток определяет срок жизни организма. Мыши, у которых генетически был усилен процесс очищения от старых клеток, увеличивали продолжительность своей жизни более чем на 20% .

Именно на борьбу со старыми клетками, которые биологи назвали «стойкие стареющие клетки», был направлен новый эксперимент ученых. Ранее уже делались попытки создать препараты, уничтожающие испорченные клетки (т.н. сенолитические соединения), но у них обнаружились побочные эффекты, такие как уничтожение здоровых клеток и снижение количества тромбоцитов. В своей новой работе биологи модифицировали белок FOXO4, уровень которого повышен в стареющих клетках. Ранее ученые обнаружили, что именно этот белок не давал старым клеткам гибнуть. Он связывался со «стражем генома» — белком р53, который запускает процесс самоуничтожения «испорченных клеток», и не давал ему исполнить свою функцию. Ученые создали модифицированную версию белка FOXO4, которая уже не мешала белку р53 «уничтожать» старые клетки.

Чтобы проверить свое предположение о позитивном воздействии модифицированного белка, они вводили его путем инъекций специальным мутантным мышам, которые быстро стареют. Эти грызуны живут примерно вдвое меньше обычных мышей, и уже в раннем возрасте у них начинает выпадать шерсть, нарушаются функции почек и снижается физическая активность.

После введения модифицированного белка FOXO4 у грызунов увеличивалась плотность шерсти, устранялось повреждение почек, они становились более подвижными. После этого исследователи протестировали новый белок и на нормальных старых мышах, и те тоже показали общее улучшение своего здоровья. [ ... ]