Донорский костный мозг предложили «отселить» в искусственную кость

Биоинженеры из США и Южной Кореи создали искусственную костную ткань, с помощью которой они надеются в будущем пересаживать пациентам донорский костный мозг, не убивая предварительно их собственный.

Сейчас при пересадке костного мозга сначала приходится разрушать уже имеющиеся его клетки радиацией или лекарствами, чтобы освободить место для новых клеток и подавить иммунную систему, чтобы та не атаковала пересаженный донорский костный мозг. Помимо побочных эффектов от таких процедур, пациент на некоторое время остается почти без защиты от инфекций: пересаженные донорские стволовые клетки адаптируются не сразу и в крови оказывается недостаточно лейкоцитов.

Чтобы решить эту проблему, группа Шини Варгезе из Калифорнийского университета в Сан-Диего разработала имплантат на основе пористой гидрогелевой матрицы, по строению имитирующий настоящую кость, который и «засевают» клетками костного мозга. Так донорские и «родные» клетки могут сосуществовать без вреда для организма.

Как отмечают ученые, у мышей, которым под кожу вживляли «искусственную кость», она приживалась и обрастала кровеносными сосудами, как настоящая, а донорский костный мозг успешно производил клетки крови, которые исследователи находили в кровеносной системе животных. С таким имплантатом мыши смогли прожить по крайней мере шесть месяцев.

«Мы создали „дополнительную“ кость, в которой можно отдельно держать донорские клетки. Таким образом мы можем сохранить клетки организма-хозяина и отказаться от радиации. В будущем наша работа может стать основой для усовершенствованных методов лечения болезней костного мозга», — сказала Варгезе, чьи слова приводит пресс-служба университета.

Ученые подчеркивают, что речь идет только о так называемых незлокачественных заболеваниях костного мозга, при которых не нужно убивать раковые клетки — например, при апластической анемии, когда костный мозг не может производить клетки крови, аутоиммунных и некоторых других заболеваниях.

Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

О созданных российскими учеными костных имплантатах, которые прижились у крыс, читайте в материале «Чердака».