Косатки способны повторять некоторые слова за людьми

Испанские и чилийские ученые смогли обучить одну из косаток, живущую в неволе в аквариуме, повторению нескольких простых слов.

Косатки (Orcinus orca) давно известны своими хорошими способностями к обучению. Их, так же как и других морских млекопитающих, дельфинов, часто содержат в неволе и обучают различным зрелищным трюкам в водных аттракционах.

В дикой природе косатки живут обособленными группами, состоящими примерно из двух десятков особей, во главе которых стоят опытные самки. Во время предыдущих наблюдений ученые обратили внимание на то, что каждая стая косаток имеет свои, отличные от других групп, звуковые сигналы — «уникальный вокальный диалект», с помощью которого члены группы взаимодействуют между собой. Исследователи предположили, что такая уникальная особенность косаток передается членам стаи через социальное обучение, а не только генетически, от матери к потомству.

Чтобы проверить предположение, команда ученых попробовала обучить одну из живущих в неволе косаток — 14-летнюю самку по кличке Wikie — нескольким простым словам. До этого, как сообщают авторы, она уже была обучена различным трюкам и умела воспринимать как вознаграждение за свое правильное действие ласковое поглаживание и угощение рыбой людьми. В 2013 году эта же косатка уже была участником научного исследования по подражанию действий и показала себя хорошо обучаемой. И, как говорят ученые, она хорошо усвоила команду «повтори».

В новом эксперименте исследователи на первом этапе проверили способность Wikie воспроизвести звуки других косаток из разных семейных групп. С этой задачей Wikie хорошо справилась. Затем ученые стали просить ее повторить слова, произнесенные человеком. И, к большому удивлению ученых, косатка довольно внятно, так, что можно было четко разобрать услышанное, повторила несколько слов: «Amy» (Эми), «hello» (привет), «bye-bye» (пока), звуки, похожие на вздохи, (ах, ах) и посчитать по-английски от одного до трех. Правда, со счетом у Wikie, как отмечают ученые, пока получается не очень, так как ей трудно освоить специфичное английское произношение цифры три («three»).

«У косаток развилась способность контролировать создание звука и возможность вокального обучения. Наш эксперимент включал звуки в воздухе (а не в воде), и потому полученные результаты не могут вполне показать способность косаток к обучению подводным звукам в их естественной среде. Но наша главная цель состояла в том, чтобы проверить, способны ли косатки изучать новые звуки посредством имитационного обучения независимо от типа звука. И данные показывают, что косатки могут копировать звуки вне их обычного репертуара», — пишут авторы работы.

Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Косатки интересны также тем, что у них, как у слонов, приматов и человека, есть бабушки. Читайте об этом на «Чердаке».