Все новости

Конкуренция за мужчин привела к вере в ведьм в китайском обществе

Антропологи из Британии и Китая наблюдали за взаимоотношениями людей в небольшом китайском сообществе, которое делится на две группы: «ведьм» и «не-ведьм». И выяснили, что глубокая причина стигматизации «ведьм» — конкуренция между женщинами.

Эмпирических данных, которые показывали бы, как ярлык «ведьма» структурирует взаимоотношения в реальных сообществах, очень мало, хотя вера в колдунов и ведьм до сих пор существует в архаичных сообществах, например в некоторых областях Китая и Африки.

Ученые исследовали небольшое сообщество Мосуо в сельской области Китая, которое состоит из 800 домохозяйств. Основной род занятий его жителей — сельское хозяйство. Семьи помогают друг другу во время посадок и сбора урожая, совместно строят дома, сдают деньги на похороны других членов сообщества.

Любопытная особенность семейного устройства мосуо — традиционные гостевые браки. Мужчина обычно приходит к жене только на ночь, а утром возвращается домой. При официальном оформлении отношений мужчина может ужинать у жены и дарить подарки членам ее семьи. Дети живут с матерью и ее родственниками. При таком устройстве сестры и их дети обычно живут одной семьей, с ними же весь день проводят их братья.

В сообществе Мосуо есть группа людей — их называют zhu (чжу). Считается, что чжу обладают сверхъестественными способностями, в частности могут отравлять пищу. Обычно обвинение в причастности к чжу получают взрослые женщины — главы домохозяйств. Считается, что способности чжу наследуются по женской линии. Семейства чжу реже получают помощь или подарки от соплеменников не-чжу. Также они не вступают в сексуальные отношения и не заводят детей с членами семей не-чжу. В то же время семьи чжу помогают друг другу и вступают в браки только с представителями чжу.

Ученые собрали социально-демографическую и экономическую информацию и провели серию простых экспериментов. Например, выбранные ими жители могли подарить выданные учеными подарки трем взрослым из других домохозяйств, либо люди получали 10 юаней и могли оставить их себе или поделиться с кем-нибудь. В итоге взаимоотношения между жителями изучались по нескольким параметрам: сексуальные отношения между членами разных домохозяйств, дарение или получение подарков, помощь во время сбора урожая, а также способность к сотрудничеству.

На основании собранных данных ученые не нашли никаких подтверждений тому, что подобное разделение общества было вызвано личными качествами людей чжу или их неспособностью к сотрудничеству. По мнению ученых, такая стигматизация возникла в древности как механизм женской конкуренции за мужчин. А однажды появившись, закрепилась из-за страха, что сверхъестественные способности чжу могут передаваться по наследству.

Статья опубликована в журнале Nature.

Ранее «Чердак» рассказывал о том, как формируется религиозное мышление и каковы его особенности.