Виртуальная реальность помогла найти «встроенный компас» мух

Ученые обнаружили, что в мозге мух есть специальные нейроны, отвечающие за ориентацию насекомого в пространстве. Они помогают мухе соотносить то, что она видит вокруг себя, и ее движения, играя роль своеобразного компаса.
Многие животные, особенно те, которые регулярно мигрируют и перемещаются с места на место, обладают так называемым «внутренним компасом» — особыми нейронами головного мозга, которые помогают живому организму понимать свое положение в окружающем пространстве, ориентироваться в нем и выбирать верное направление движения. Однако ранее ученые не знали, как именно насекомые воспринимают информацию об окружающей среде и осуществляют передвижение в ней.

Ученые из Медицинского института Говарда Хьюза выяснили, где находится «встроенный компас» дрозофил. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature. В ходе экспериментов исследователи помещали насекомых в пространство виртуальной реальности: заставляли ходить по вращающемуся шару, глядя на возникающий на экране псевдо-пейзаж.

Авторы работы вынуждали мух поворачивать то вправо, то влево - в соответствии с изменениями виртуальной «местности», одновременно фиксируя работу их мозга. Результаты работы показали, что в зависимости от того, вправо или влево поворачивала муха, в ее мозгу четко изменялась активность нейронов эллипсоидного тела - особого отдела в центре мозга, имеющего форму бублика. Ученые заключили, что именно здесь и находится «встроенный компас» насекомых. Более того, опыты в полной темноте показали, что для работы «компасу» не нужен свет.

Исследователи полагают, что их открытие сможет оказать существенную помощь в изучении нейронных механизмов, отвечающих за ориентацию живых организмов в пространстве: по сравнению с млекопитающими мухи-дрозофилы устроены намного проще, и их мозг более доступен для исследований.