Газовые сенсоры для АЭС и космических кораблей работают при комнатной температуре

Московские физики обнаружили механизм, позволяющий газовым сенсорам на основе нанокристаллических оксидов металлов работать уже при комнатной температуре.

Резистивные анализаторы позволяют вести как мониторинг, так и быстрый анализ состава газов. Содержание тех или иных веществ при этом регистрируется за счет изменения электропроводящих или фотометрических свойств полупроводникового слоя металлического оксида, который взаимодействует с молекулами газа. Однако газ при подаче в такой сенсор требуется нагревать, что усложняет эти устройства, делает их более громоздкими и дорогими.

Команда российских ученых под руководством профессора МГУ Павла Кашкарова и его коллеги из Института химической физики им. Семенова РАН Леонида Трахтенберга продемонстрировала, что такие датчики могут работать с газом и при комнатной температуре. В своей новой работе они описывают композитную пленку на основе оксидов цинка и индия (ZnO-In2O3), которая демонстрирует высокую чувствительность к молекулярному водороду без какого-либо нагревания. Об этом сообщает пресс-служба МГУ.

Изменения свойств полупроводниковых оксидов при взаимодействии с теми или иными молекулами в составе газовой смеси связаны с возникновением и рекомбинацией неравновесных носителей заряда. Подобранный же учеными состав и размеры нанокристаллов оксидов цинка и индия обеспечивают полупроводнику «гиперчувствительность» и способность демонстрировать быстрый отклик в атмосфере водорода, регистрируемый в оптическом диапазоне.

Ученые считают, что такие устройства будут исключительно компактными и позволят вести мониторинг загрязнений воздуха как под открытым небом, так и в помещениях — на заводах и электростанциях, шахтах и даже на подводных лодках и космических кораблях — везде, где малейшие отклонения помогают вовремя предсказать и предотвратить весьма серьезную опасность.

Соответствующая статья опубликована в журнале Scientific Reports.

Ранее ученые Томского политехнического университета (ТПУ) и Университета химии и технологии (Чехия) разработали сенсоры на основе золотой пленки для приборов, определяющих состав и структуру токсичных веществ.