Кольца вокруг двойных звезд укажут на неоткрытые планеты

До сих пор сама возможность существования поясов из мелких твердых тел вокруг двойных звезд была не вполне ясна

Астрономы из Пулковской обсерватории проанализировали возникновение и эволюцию обломочных дисков, возникающих при формировании планетных систем у двойных звезд.

Планеты всех звездных систем формируются из газопылевого диска вокруг звезды. Однако для систем двойных звезд долгое время образование стабильных дисков такого рода считалось затрудненным. Дело в том, что двойная звезда почти неизбежно должна «вытягивать» диск, делая его не вполне круглым. При этом веществу диска значительно сложнее потерять скорость, а не потеряв ее, он не сможет перейти к фазе «слипания комков», из которых затем образуются планеты. Тем не менее последние годы показали, что в ряде систем двойных и даже тройных и четверных звезд планеты есть, хотя наблюдать их зачастую и трудно.

Авторы с помощью моделирования изучили возможность формирования устойчивых обломочных дисков в системах двойных звезд. В качестве примеров таких звезд они выбрали тесные двойные системы Кеплер-16, Кеплер-34 и Кеплер-35. Во всех случаях в этих системах известно как минимум по одной крупной планете, но вопрос наличия там обломочных дисков до сих пор решен не был.

Согласно проведенному моделированию (статья опубликована в Astronomy Letters, а с текстом работы можно ознакомиться на сервере препринтов Корнелльского университета), в системах двойных звезд вполне возможно формирование соорбитальных местным планетам колец из планетезималей — сравнительно небольших тел, из которых формируются и планеты. Соорбитальное кольцо будет состоять из тел, двигающихся по сходным орбитам и в том же направлении, что и планеты системы. Правда, это возможно, только если планеты такой системы не имеют слишком вытянутые (чрезмерно эллиптические) орбиты, как в случае Кеплера-34.

Особенно интересен тот факт, что стабильность соорбитальных обломочных колец в системах двойных звезд оказалась значительно выше, чем в системах звезд одиночных. А это означает, что в них будет больше тел, больше общая масса таких тел и, следовательно, выше общая вероятность их обнаружения при помощи наблюдения в земные телескопы. Исследователи предполагают, что обнаружение подобных соорбитальных колец может использоваться и для выявления соорбитальных этим кольцам планет. Таким образом, речь идет о выявлении потенциально важного косвенного признака экзопланет — объектов, обнаружение которых до сих представляет известные практические трудности.