Экологи зафиксировали очищение Хибин после сокращения выбросов

Экологи из Кольского научного центра Академии наук выяснили, как снижается загрязенность окружающей среды в полярных условиях после сокращения промышленных выбросов. Ученые установили, что даже спустя десять лет экосистема Хибин не возвращается в исходное состояние, хотя и избавляется от значительной части загрязнений.
Сотрудницы Института проблем промышленной экологии Севера Кольского научного центра Галина Евдокимова и Наталья Мозговая проанализировали пробы грунта, образцы лишайников и грибов, а также пробы снега, собранного в окрестностях алюминиевого комбината в городе Апатиты Мурманской области.

Хибины, рудник Восточный. Фото: Anastasija Bosiha / Wikimedia

Полученные при анализе этого материала данные исследователи сопоставили с результатами своей прошлой работы, выполненной еще в 2001 году. С тех пор на комбинате установили новые, более совершенные фильтры, и в результате объемы выбросов сократились буквально на порядок, то есть примерно в десять раз. Размеры загрязненной территории, если судить по загрязненности почвы, существенно сократились: радиус зоны с максимальным уровнем содержания фтора упал с 2,5 до 1,5 километра вокруг комбината.

Типичный для окрестностей Апатитов ягель, тундровый лишайник. Фото: RN3AOC / Wikimedia

Однако содержание загрязняющих окружающую среду веществ в грунте, грибах и растениях упало вовсе не десятикратно. Для фтора, соединения которого авторы признали наиболее опасным загрязнителями, эффект оказался меньше: содержание этого элемента упало в два-три раза. Грибы и растения получают микро- и макроэлементы из почвы, которая очищается не мгновенно, поэтому даже через несколько лет после установки фильтров загрязнения все равно обнаруживаются при проведении лабораторных анализов.

Работа ученых опубликована журналом Journal of Environmental Science and Health, Part A: Toxic/Hazardous Substances and Environmental Engineering.