Клитория помогла вывести первые синие хризантемы

Японским ученым впервые в мировой практике удалось получить синие хризантемы. Для этого они ввели в геном обычных розовых и красных хризантем два дополнительных гена.

Синие розы, хризантемы и гвоздики — мечта многих флористов. От природы эти цветы не могут быть синего цвета, поскольку у них отсутствует ген, отвечающий за синий пигмент.

Цвет синих цветов обеспечивает класс красящих пигментов — так называемые антоцианины на основе дельфинидина. Поэтому гвоздикам, розам и хризантемам сначала вводили дополнительные копии гена, которые продуцируют флавоноид 3 ', 5'-гидроксилазу (F3'5'H) — ключевой фермент для биосинтеза дельфинидина. Таким образом, за счет гиперэкспрессии гена растения начали вырабатывать этот фермент в больших количествах.

Однако модифицированные таким образом цветы стали фиолетовыми, а не синими. Чтобы они стали синими, синие ферменты (антоцианины и комплексы металлов) нужно было вводить в растения методами метаболической инженерии, то есть запускать в растениях новые метаболические процессы. Это довольно сложная процедура.

Коллективу ученых из нескольких японских институтов удалось это сделать. Для этого к уже генно-модифицированным хризантемам, содержащим фермент F3'5'H, они добавили еще один ген, выделенный из растения клитория и отвечающий за синеву ее цветков.

В результате получились растения, в составе которых есть класс ферментов 3', 5'-диглюкозилированные андроцианины на основе дельфинидина. Они, в свою очередь, вступили в межмолекулярное взаимодействие с уже имеющимся в растениях классом красителей — флавоногликозидами.

Так, после двухступенчатой модификации синего пигмента антоцианина розы, гвоздики и хризантемы стали полностью синими.

Исследование опубликовано в журнале Science Advances.

Ранее биоинженерам удалось вывести помидоры без семян.