Неандертальцев уличили в варке клея

Он нужен был для того, чтобы приделывать ручки к каменным орудиям

Археологи нашли свидетельства того, что уже более 40 тысяч лет назад представители рода Homo умели приготавливать и использовать клей. При помощи расплавленной сосновой смолы неандертальцы, жившие на территории современной Италии, приделывали ручки к каменным орудиям.

В процессе эволюции предки человека постоянно совершенствовали орудия труда — каменные инструменты из кремня со временем становились более аккуратными и удобными. Примерно тогда же, как считают палеонтологи, гоминиды начали приделывать к инструментам ручки, а техника работы с камнем достигла апогея: орудия изготавливали не только скалыванием лишнего, но также шлифованием и сверлением. Новое исследование международной группы палеонтологов показало, что одни из родственников современного человека — неандертальцы — кроме этих новшеств использовали еще одну технологию — изготовление клея.

Ученые проводили раскопки на территории современной Италии, в пещерах Фосселлоне и Сант-Агостино. Там они нашли каменные орудия, на которых были видны следы какой-то темной субстанции. С помощью газовой хроматографии и масс-спектрометрии исследователи определили ее состав.

Фотографии образцов с двух сторон; масштабная линейка составляет 1 см. Ilaria Degano et al. / PLOS ONE

Оказалось, что это сосновая смола, причем расположение ее следов указывает на то, что это явно не следствие случайного загрязнения. Более того, на одной из десяти проанализированных находок смола была смешана с пчелиным воском. Эту смесь явно готовили специально.

Ранее палеонтологи уже сталкивались со следами, которые говорили о том, что неандертальцы применяли клей. Однако это были отдельные находки, которые не позволяли сделать вывод о его повсеместном применении.

Фотографии каменных орудий из пещеры Сант-Агостино. Ilaria Degano et al. / PLOS ONE

Кроме того, находка в итальянских пещерах позволяет предположить, что жившие более 40 тысяч лет назад неандертальцы также умели разводить огонь, а не просто поддерживать его после того, как пламя возникло в результате природного пожара. Сосновая смола быстро затвердевает на воздухе, а для того, чтобы склеить деревянную ручку и небольшой заостренный камень, нужно было превратить смолу в липкую массу. Ученые считают, что это делали, нагревая ее на костре. Изучение каменных орудий также показало, что их самих на огне не нагревали. Так что гипотеза о том, что камни оказались в кострище и там испачкались смолой из горящих дров, оказалась несостоятельна.

Вопрос о том, могли ли неандертальцы разводить огонь, до самого недавнего времени оставался открытым. Лишь в 2018 году анализ поверхности кусков пирита, найденных на территории Франции, показал, что их могли использовать для высекания искр уже около 50 тысячелетий назад. Вместе с представленными в 2016 году данными о том, что неандертальцы добывали пиролюзит — минерал-окислитель, благодаря которому можно поддерживать горение, это достаточно убедительно указало на то, что доисторические костры могли разжигать комбинацией «искры из пирита + порошок пиролюзита + сухие щепки». Однако новые данные о следах расплавленной смолы стали весьма существенным подкреплением этого знания.