Кишечная палочка может быть причиной болезней Паркинсона и Альцгеймера.

Группа ученых из Школы медицины университета Луисвилля выяснила, что бактерии, живущие в кишечнике каждого животного, могут провоцировать нейродегенеративные болезни — Альцгеймера, Паркинсона и боковой амиотрофический склероз.
Болезни Альцгеймера, Паркинсона и боковой амиотрофический склероз возникают из-за того, что белок мозга альфа-синуклеин начинает «слипаться», то есть приобретать неправильное пространственное положение, также эти болезни сопровождаются воспалением головного мозга. Ученым до сих пор было неясно, что вызывает эти процессы.

Группа исследователей предположила, что причиной могут быть кишечные бактерии. Для проверки ученые заселили кишечную палочку E.coli, вырабатывающую особое соединение — амилоид, в кишечники старых крыс и червей-нематод. Контрольной группе крыс и червей подселили бактерии, которые не вырабатывали амилоид.

В результате у крыс из экспериментальной группы увеличилось количество «слипшихся» белков как в мозге, так и в кишечнике, у них также увеличилось количество клеток микроглий, чрезмерная работа которых как раз приводит к развитию нейродегенеративных болезней. То же самое произошло и у нематод.

При этом у контрольной группы крыс, которым подсадили бактерии, не производящие белок-амилоид, такого не наблюдалось.

Выяснилось, что выработка бактериями белковых конструкций может стать причиной «слипания» в мозге белка альфа-синуклеина и вызывать ответ иммунной системы, который ведет к воспалению мозга. Подобные слипшиеся белки находят в мозгу пациентов с болезнями Альцгеймера, Паркинсона и боковым амиотрофическим склерозом.

«Эти два новых исследования на разных видах животных показывают, что белки, которые производят кишечные бактерии, могут быть решающим фактором развития болезней Альцгеймера, Паркинсона и бокового амиотрофического склероза», — рассказал один из участников исследования Роберт Фридланд.

Исследование опубликовано в журнале Scientific Reports.

Одной из наиболее общепринятых гипотез развития болезни Альцгеймера считается амилоидная гипотеза. Амилоиды — это молекулярная конструкция белкового типа, и в нормальном состоянии они защищают нервные клетки мозга. Но иногда после того, как амилоиды закончат свою работу, вместо того чтобы выводиться из организма, они остаются в нем и объединяются в токсичные агрегаты.