Хронический социальный стресс серьезно подавляет иммунитет

Ученые Института цитологии и генетики СО РАН и Института клинической и экспериментальной лимфологии СО РАМН доказали, что хронический социальный стресс негативно влияет на организм: снижает иммунитет или даже приводит к развитию рака.

Социальный стресс — психическое перенапряжение, связанное с необходимостью социальной адаптации, приспосабливания, взаимодействия в обществе. Ученые давно ведут его исследования на мышах и получили множество интересных результатов — например, он влияет на выработку гормонов, таких как пролактин, окситоцин и кортикостерон, а также на созревание нервной ткани.

«Сейчас исследователи могут с уверенностью сказать, что хронический социальный стресс вызывает изменения в работе многих нейрохимических систем мозга, вплоть до изменений экспрессии генов. В результате формируется психоэмоциональное расстройство, которое длительно сохраняется, запуская целый каскад изменений в организме. В частности, длительный социальный стресс подавляет иммунитет, что, в свою очередь, стимулирует развитие других патологических состояний, сопровождающихся, например, усилением процессов метастазирования злокачественных опухолей», — сообщает пресс-служба Института цитологии и генетики.

Так, у мышей, которых продолжительное время вводили в состояние социального стресса, отмечалось развитие смешанного тревожно-депрессивного расстройства, сопровождавшееся нарушениями в работе иммунной системы и даже стимуляцией процессов канцерогенеза (образования рака).

В ходе исследований ученые не просто подтвердили тезис экспериментально, но и детально описали механизмы этого воздействия, создав модель смешанного тревожно-депрессивного расстройства.

«Можно сказать, что нами разработан экспериментальный подход для моделирования психогенного иммунодефицита, вызванного хроническим эмоциональным социальным стрессом. В дальнейшем такую модель можно использовать для разработки методов его фармакологической коррекции», — приводит пресс-служба слова руководителя исследований в ИЦиГ СО РАН профессора Наталии Кудрявцевой.

Ученые уже установили, что для коррекции вызванных стрессом нарушений иммунитета воздействие антидепрессантами более эффективно, чем прием иммуностимулирующих препаратов. Иначе говоря, душевное спокойствие для пациента в данном случае важнее витаминов и лекарств.

Полученный результат позволит разработать методы лекарственной коррекции вызванных стрессом заболеваний, говорится в сообщении пресс-службы.

Ранее социолог из Университета штата Аризона в США выявил корреляцию недостатка социализации и плохого самочувствия людей — его провоцируют стресс и одиночество.

Антибиотик скорректировал когнитивные нарушения у стареющих мышей

Новосибирские нейробиологи исследовали воздействие на крыс с ускоренным старением известного антибиотика цефтриаксон для коррекции когнитивных нарушений.

Деменции у пожилых лиц — одна из актуальнейших проблем современной медицины. Частота когнитивных нарушений, вызванных старением и нейродегенеративными заболеваниями, резко возросла и обусловлена увеличением продолжительности жизни населения. В то же время, вопросы этиологии и патогенеза старческих деменций остаются открытыми, а поиски инструментов и средств для их эффективной коррекции активно ведутся во всем мире.

Репозиционирование известных лекарственных средств — перспективная стратегия в современной психофармакологии. Цефалоспориновый антибиотик III поколения цефтриаксон — препарат широкого спектра действия, на протяжении многих лет активно использовался исключительно как антимикробное средство. Сравнительно недавно, в 2005 году, была выдвинута гипотеза, что цефтриаксон может быть эффективен и для лечения некоторых нейродегенеративных заболеваний.

«Уже получены приоритетные данные о способности цефтриаксона нормализовать когнитивные дефициты у крыс в рамках модели болезни Паркинсона, а также изучен ряд механизмов, опосредующих воздействие препарата», — пояснила заведующая лабораторией экспериментальных моделей нейродегенеративных процессов НИИ Физиологии и фундаментальной медицины, старший научный сотрудник лаборатории трансляционной и клинической нейронауки Мария Тихонова, которую цитирует пресс-служба НГУ.

Исследование проведено на оригинальной модели генетически обусловленного ускоренного старения у крыс. Впервые показано, что цефтриаксон ослабляет выраженность когнитивных дефицитов, связанных со старением, а также нормализует сниженную плотность нейронов в CA1 области гиппокампа, тесно вовлеченных в регуляцию механизмов памяти и обучения, у крыс после пяти недель лечения препаратом. По результатам исследования высказано предположение, что благотворное влияние цефтриаксона при возрастных когнитивных нарушениях осуществляется через активацию механизмов, обеспечивающих выживание новообразованных и зрелых нейронов в гиппокампе. Работа представляется важной и перспективной для понимания механизмов и разработки эффективных подходов нейропротекции при деменции. [ ... ]

Недостаток глюкозы помогает в борьбе с нейропатологиями

Российские ученые из Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН обнаружили, что глюкозная «голодовка» помогает клеткам мозга бороться с эпилептическими припадками, болезнью Альцгеймера и последствиями тяжелых травм головы.

Ранее уже было обнаружено, что эпилептические припадки возникают тогда, когда нервным клеткам начинает резко не хватать глюкозы. Эксперимент показал, что развитие таких припадков можно приостановить, введя в клетки мозга пировиноградную кислоту, которая образуется при распаде сахаров. Появление этой кислоты в большом количестве заставляет нервную клетку считать, что ей не хватает «пищи», и она переходит в «энергосберегающий» режим. Это, в свою очередь, предотвращает развитие эпилептических приступов.

По мнению исследователей, когда клетки переходили со 100% глюкозной «диеты» на окисление пирувата и других продуктов метаболизма, это помогало им бороться с недостатком энергии, связанной с нарушением кровотока и другими проблемами в работе сосудов мозга. Ученые предположили, что подобный механизм может работать и при развитии нейродегенеративных болезней или при появлении тяжелых травм мозга. В экспериментах на лабораторных животных они обнаружили, что введение в мозг пировиноградной кислоты, инсулина и антиоксидантов подавляет когнитивные и электрофизиологические нарушения в головном мозге на ранних стадиях болезни Альцгеймера. В результате приема комбинации этих веществ мыши чувствовали себя лучше, у них проходила гипервозбудимость, судороги, и они лучше ориентировались в окружающем пространстве.

Следующим этапом работы, по словам ученых, будет проведение экспериментов на животных с тяжелыми травмами мозга, последствиями инсультов и хронической болезнью Альцгеймера. Проект поддерживается Российским научным фондом, выделившим на первый год его реализации 3,9 миллиона рублей.

Об исследовании сообщает агентство «Россия сегодня» со ссылкой на Институт теоретической и экспериментальной биофизики РАН. [ ... ]

Воздействие на хабенулу поможет в борьбе с депрессией

Ученые из НГУ и НИИ физиологии и фундаментальной медицины пришли к мнению, что воздействие на активность области мозга — хабенулы — поможет лечить зависимости и депрессию.

Хабенула — область размером с горошину, расположенная в эпиталамической области головного мозга. Это древняя структура мозга позвоночных животных, которая играет ключевую роль в управлении деятельностью системы вознаграждения. Существует мнение, что именно хабенула заставляет позвоночных животных мигрировать — бездумно двигаться, пренебрегая опасностями, как это делают, к примеру, антилопы гну. Также известны результаты опытов, проведенных на грызунах: подавление деятельности хабенулы приводит к повышению двигательной активности животных и оказывает потенциальный антидепрессивный эффект.

В первую очередь исследователи отмечают участие хабенулы в развитии пагубных привычек — зависимостей (аддикций). Сниженная активность нейронов хабенулы приводит к запуску поведения, связанного с поиском психотропного вещества, и чем сильнее зависимость, тем менее контролируемо такое поведение. Психоактивное вещество держит человека «на коротком поводке» — хабенуле.

Обратная ситуация возникает при депрессии. Характерная для нее ангедония, то есть отсутствие способности испытывать удовольствие, сопровождается увеличенной активностью хабенулярных нейронов. Хабенула тормозит целенаправленное поведение человека, и он впадает в мрачное подавленное состояние — депрессию.

«Считается, что боковая часть хабенулы играет важную роль в процессах обработки неприятных событий и стимулов, ассоциированных с вознаграждением. В то время как срединная область контролирует мотивацию и обработку вознаграждения. Активация боковой хабенулы ассоциирована с депрессией (негативным опытом), а ее подавление стимулирует вознаграждение. С другой стороны, активация срединной части хабенулы взаимосвязана с вознаграждением и мотивацией, а инактивация срединной хабенулы нивелирует оба процесса», — поясняет Татьяна Липина, старший научный сотрудник лаборатории трансляционной и клинической нейронауки ИМП НГУ, которую цитирует пресс-служба НГУ. [ ... ]