По древнему холодному и ледяному Марсу текла вода из тающих ледников

Ученые из США смоделировали условия на Марсе, какими они могли быть четыре миллиарда лет назад, и пришли к выводу, что марсианские русла рек и системы долин появились только из-за таяния ледников.

На снимках поверхности Марса, полученных с орбитальных аппаратов и марсоходов, видны характерные следы водной эрозии его поверхности. Очевидно, что по Марсу когда-то текла жидкая вода, которая размывала грунт, оставляя русла рек, системы долин и борозды на склонах кратеров.

Сейчас на Марсе атмосфера слишком холодная и разреженная, чтобы позволять воде быть жидкой и свободно течь по поверхности, и вся вода существует там либо в виде льда, либо пара в атмосфере. Но четыре миллиарда лет назад давление было выше и условия для существования жидкой воды были лучше.

На сегодняшний день есть два представления о том, каким был древний марсианский климат. Одно — это теория о «теплом и влажном» Марсе. На планете было теплее, на ее поверхности были водоемы, а из облаков выпадали нормальные осадки (о том, каким мог быть марсианский дождь, читайте на «Чердаке»).

Ученые из Брауновского университета и Гарварда рассмотрели второй вариант — теорию «холодного и ледяного» Марса. По их мнению, Солнце четыре миллиарда лет назад не могло нагреть Марс достаточно, потому что в то время не давало столько тепла, сколько излучает сегодня. Следовательно, на Марсе никогда не было значительно теплее, чем сейчас, — среднегодовая температура поверхности была около -50 °C, как и теперь.

Система долин на Марсе. Фото: NASA/JPL/ASU

Для того чтобы понять, откуда бралась жидкая вода, размывавшая марсианский грунт, ученые смоделировали условия, которые были на Марсе в ту эпоху. Они предположили, что даже при низкой средней температуре в пиках она может подниматься до положительной и растапливать водяной лед. Похожие условия на Земле существуют в Сухих долинах Мак-Мердо в Антарктиде — там нет снежного покрова и никогда не выпадают осадки. Единственный источник жидкой воды там — ледники, которые подтаивают летом.

Результаты показали, что-то же самое могло быть и на Марсе, но при выполнении двух условий. Первое — это более высокое атмосферное давление (сейчас оно составляет 1/110 от земного, а по расчетам ученых, должно быть 0,6 от атмосферного давления на Земле), а второе — больший эксцентриситет орбиты Марса, чем сейчас. Иначе говоря, его орбита должна быть более эллиптической, чем теперь.

Согласно современным представлениям, в древности примерно так все и было. За прошедшие миллиарды лет атмосфера Марса значительно рассеялась в космос, а его орбита постепенно становилась все более «правильной», приближаясь к кругу. Но в то время из-за вытянутости орбиты Марс в перигелии мог быть ближе к Солнцу, чем сейчас, и локально прогреваться лучше. Температура на его поверхности становилась выше нуля, в экваториальной области таяли льды, и вода текла по поверхности, оставляя заметные сейчас следы эрозии. Это подтверждается и расположением сетей долин на поверхности Марса — почти все они в экваториальной области.

Исследование описано в журнале Icarus.