Химикаты полувековой давности нашли в Марианской впадине

Английские экологи обнаружили, что вредные химические вещества способны накапливаться даже в самых удаленных от человека местах планеты.

Особую опасность среди вредных химических веществ, по мнению ученых, представляют так называемые стойкие органические загрязнители. Эти вещества могут перемещаться вертикально в глубинах океанов, накапливаться в организме животных и нарушать действие эндокринной системы.

Ученые из Великобритании исследовали содержание таких веществ в организме ракообразных амфипод вида Hirondellea dubia и Bathycallisoma schellenbergi, обитающих на глубинах от 7227 до 10 000 метров в желобе Кермадек, в южной части Тихого океана. А также у ракообразных Hirondellea gigas, живущих на глубинах 7841 — 10 250 метров в самой глубокой океанской впадине — Марианской.

Экологи сосредоточили внимание на содержании в организмах рачков двух распространенных видов вредных веществ — полихлорированных бифенилов (ПХБ) и полибромированных дифениловых эфиров (ПБДЭ). ПХБ использовались в промышленности с 1930 по 1970 год, и всего их было произведено более 1,3 млн тонн. Как предполагается, из этого объема 35% попали в прибрежные отложения и в открытый океан. Эти вещества почти не поддаются естественной деградации и могут сохраняться в окружающей среде десятилетиями.

Выяснилось, что уровни ПХБ, обнаруженные в организме ракообразных в Марианской впадине, в 50 раз выше, чем у речных крабов, обитающих в самом загрязненном районе Китая, в районе реки Ляохэ. Обнаруженные уровни ПБДЭ также оказались высокими и были сравнимыми или даже выше, чем найденные ранее у морских животных из прибрежных зон.

При этом оказалось, что концентрации ПХБ в Марианской впадине были гораздо выше, чем в желобе Кермадек. Ученые объяснили это близостью Марианской впадины к промышленно-развитым регионам северо-западной части Тихого океана. Течения в северной части этого океана собирают пластиковый мусор в «большое тихоокеанское мусорное пятно». Стойкие органические загрязнители из разлагающегося пластика тонут, проникая на большую глубину. Также ученые предполагают, что вредные химикаты накапливаются в самых глубоких местах океана из-за своего высокого сродства с естественными океаническими частицами, что обеспечивает их вертикальный транспорт вглубь океана. А топография глубоководных желобов не дает проникшим в них вредным химикатам рассеиваться и способствует их накоплению.

Это первое исследование глубоководных организмов на содержание в них вредных химических веществ, так как до этого ученые брали пробы на максимальной глубине, не превышавшей 2000 метров.

Исследование опубликовано в журнале Nature Ecology & Evolution.