Хамелеоны светятся под ультрафиолетом благодаря своим костям

Ученые из Германии и Нидерландов обнаружили, что многие виды хамелеонов излучают голубой свет под воздействием ультрафиолета. Оказалось, что это возможно благодаря особенностям строения костей рептилий.

Освещая хамелеонов ультрафиолетовой лампой, исследователи выяснили, что узор при свечении совпадает с распределением костных бугорков на черепе хамелеона. Изучив строение тканей, ученые обнаружили, что в этих местах кость вытесняет все дермальные слои и оказывается покрыта лишь прозрачным эпидермисом. Через это «окно» на кость попадает ультрафиолет, который затем переизлучается в видимом спектре.

Спектральный анализ показал, что максимум интенсивности свечения при этом приходится на длину волны около 430 нм, что соответствует синему свечению, хорошо заметному на зеленом и коричневом фоне. Поскольку эта особенность оказалась присуща многим родственным видам, ученые предполагают, что таким образом хамелеоны подают сигналы «своим».

Хамелеоны флуоресцируют под действием ультрафиолета. Фото: David Prötzel, Martin Hess et. all

Кроме того, у представителей рода Calumna свечение имеет половой диморфизм: самцы светятся сильнее самок и имеют более разнообразные узоры на теле. Возможно, еще одна их функция — привлечение особей противоположного пола.

Исследование опубликовано в журнале Scientific Reports.

Свечение под ультрафиолетовым светом далеко не единственная «суперспособность» хамелеонов: помимо всем известной способности быстро изменять свой окрас, эти животные также могут за считанные секунды разгонять свой длинный язык до скорости 100 км/ч. О том, как им это удается, читайте в материале «Чердака».