Антарктический лед уличил вулкан в порче озонового слоя и потеплении

Международный коллектив ученых изучил ледяной керн из Антарктиды и выяснил, что локальное потепление, случившееся примерно 17 тысяч лет назад в Южном полушарии, было вызвано серией извержений вулкана Такахе.

Естественные колебания климата на Земле связывают с некоторыми вариациями орбиты Земли и количеством тепла от Солнца, которое достигает планеты. Мы живем в эпоху межледниковья, пришедшей на смену ледниковой эпохе. Но и в периоды похолоданий и наступления ледников бывают маленькие, локальные потепления, которые происходят из-за случайностей, не связанных с Солнцем. Так, около 17,7 тысячи лет назад, во время последней ледниковой эпохи, в Южном полушарии началось подобное потепление: в Новой Зеландии и Патагонии отступили ледники, а в Австралии и Бразилии климат стал более влажным.

Ученые изучили состав льда из Антарктиды с глубины в 2,5 километра и обнаружили изменения в содержании некоторых металлов и галогенов, которые пришлись на отметку возрастом примерно 17 тысяч лет. В этом участке керна было в десятки раз больше свинца, церия, лантана и висмута. По мнению ученых, эти вещества попали в лед в таких количествах из-за извержения вулкана Такахе, который находится неподалеку от места забора образцов льда. По расчетам ученых, извержение Такахе длились 192 года.

Кроме перечисленных элементов во льду в «возрасте» 17 000 лет нашлось много хлора. Его, по расчетам, Такахе выбрасывал в полтора раза больше, чем Этна, самый богатый источник хлора из вулканов на сегодняшний день. Как считают ученые, хлор в атмосфере привел к истончению озонового слоя над Антарктидой и, как следствие, к потеплению климата. О том, что озоновый слой истончился, говорит количество брома — его как раз в керне мало. Ультрафиолет облучал снег, в нем происходили фотохимические реакции, и бром уходил из снега в атмосферу.

Еще одно доказательство повреждения озонового слоя — фракционирование изотопов серы. Резкое снижение изотопов серы Δ33S в керне показало, что вулканическую серу интенсивно облучало ультрафиолетом, а значит, озоновый слой истончился.

Ученые совершенно убеждены в том, что все эти факторы не могут быть результатом случайного совпадения. Такахе извергался, выбрасывал хлор и портил озоновый слой.

Исследование описано в журнале PNAS.

Изучением льда занимается отдельная, специфическая научная дисциплина — гляциология. О том, каково это, быть гляциологом, «Чердак» как-то беседовал с Иваном Лаврентьевым, научным сотрудником Института географии РАН.