Казанские нейрофизиологи предложили искать ишемию на энцефалограммах

Новый метод поможет выявить регионы мозга, в которых клеткам не хватает кислорода, и медики смогут быстро и адресно оказать помощь пострадавшим с черепно-мозговыми травмами.

Коллектив исследователей из Казанского федерального университета (КФУ) под руководством ведущего научного сотрудника Института фундаментальной медицины и биологии КФУ Рустема Хазипова разработал способ раннего выявления ишемии (недостатка кислорода) в клетках головного мозга. В нем используются показания записи электрической активности нервных клеток — электроэнцефалограммы (ЭЭГ). ​О работе сообщают «Известия». Исследование поддержано грантом РНФ.

Исследование проводили на крысах. У них вызывали ишемию различных участков головного мозга, вводя эндотелин — вещество, вызывающее спазм артерий. После этого с помощью электродов у животных регистрировали ЭЭГ. Полученные записи сравнивали с электроэнцефалограммами крыс, у которых не было ишемии нервной ткани. Оказалось, что по ряду параметров электроэнцефалограмма животных с экспериментально вызванным нарушением кровообращения мозга отличается от таковой у здоровых крыс. Различия появляются уже через небольшое время после развития ишемии.

Если результаты исследования окажутся применимы к людям, медики получат способ быстрого выявления очагов нарушенного кровообращения в мозге получивших закрытые черепно-мозговые травмы. Это позволит оказать больному необходимую помощь в максимально сжатые сроки — ввести в очаг поражения антикоагулянты, чтобы «разбить» вызвавший ишемию тромб, или устранить спазм артерий в нем. Также казанские нейробиологи проверяют, могут ли препараты-нейропротекторы в случае ишемий, вызванных эндотелином, уменьшить объем очага ишемического поражения, и если да, то какие.

Ишемия, или нарушение кровоснабжения, — частая причина инсультов головного мозга и инфарктов сердечной мышцы. При ишемии просветы кровеносных сосудов, питающих некий орган или его часть, сужаются или даже полностью закупориваются в результате спазмов или тромбов. Это приводит к тому, что клетки, которым данный сосуд поставляет кислород и глюкозу, получают недостаточно питания, в результате чего нередко погибают. Массовая гибель клеток органа приводит к нарушению его функций, что особенно опасно для жизни, если речь идет о головном мозге или сердце. Поэтому так важно как можно быстрее выявлять ишемию в данных органах.