Все новости

Только треть россиян хочет видеть своих детей учеными

Лишь 32% россиян одобрили бы выбор научной карьеры для своего ребенка. При этом подавляющее большинство жителей нашей страны все-таки признают важность научно-технического прогресса, показал социологических опрос, проведенный специалистами НИУ ВШЭ.
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в ноябре 2014 года в рамках Мониторинга инновационного поведения населения провел опрос 1670 человек. Результаты опроса показали, что лишь 32% россиян будут довольны, если их ребенок выберет карьеру ученого, почти столько же — 29% — решению будут категорически не рады. При этом родители признают, что наука и техника делают жизнь более комфортной (с этим согласились 84% опрошенных), а 83% уверены, что научные достижения открывают широкие возможности для следующих поколений. С тем, что ученые — самоотверженные люди, которые работают на благо всего человечества, согласились 72% опрошенных.

Несмотря на то что люди признавали особую роль ученых в жизни общества, они находили причины, по которым не хотели бы подобной карьеры для своего ребенка. Так, 57% опрошенных назвали ученых «чудаковатыми» (по мнению экспертов, такой образ сформировался благодаря кинофильмам и СМИ), 42% участвовавших в исследовании людей думают, что ученые зарабатывают значительно меньше, чем представители других профессий с аналогичной нагрузкой (авторы исследования полагают, что образ социально невостребованного ученого мог укорениться в общественном мнении в результате снижения финансирования науки в 1990-е годы, последующего падения престижа научной деятельности и оттока кадров). Около половины россиян также считают ученых неинтересными и односторонне развитыми людьми. Их работу называли опасной (52% опрошенных) и скучной (53%), 50% участников опроса полагают, что в жизни ученых нет развлечений, а 52% думают, что вся деятельность ученых связана исключительно с работой.

На основании результатов опроса исследователи также сделали довольно интересный вывод: убеждения россиян относительно характера работы ученых не являются определяющим фактором отношения к выбору научной карьеры их детьми. Даже среди сторонников такой карьеры многие придерживаются негативных стереотипов о ней. Авторы мониторинга полагают, что общественное мнение может измениться в результате накопления большого количества примеров успешной карьеры ученых. Еще более важным фактором исследователи считают популяризацию науки и ее результатов в обществе: научная карьера станет более привлекательной в глазах россиян, если они сами будут вовлечены в научно-популярную культуру. Чем чаще россияне будут ходить в музеи, смотреть передачи о науке, посещать научно-популярные лекции и взаимодействовать с учеными, тем выше вероятность того, что они положительно отнесутся к выбору их детьми научной карьеры, поскольку она будет казаться не только социально значимой, но и интересной.