Камера на борту «Хаббла» снова заработала. Еще несколько дней уйдет на ее перекалибровку, а после астрономы смогут использовать камеру в штатном режиме

Wide Field Camera 3, камера на борту космической обсерватории «Хаббл», снова работает. Научная работа с ней пока не возобновилась, но инженеры NASA починили инструмент. Точнее, им удалось установить причину сбоя и устранить его — проблема была в ошибке автоматики.
«Хаббл» на орбите NASA
«Хаббл» на орбите
© NASA

Как сообщается на сайте NASA, причиной недавнего отключения камеры стало ошибочное срабатывание защитной схемы. Система контроля напряжения зафиксировала выход за пределы допустимых значений и отключила электронику во избежание поломки. Однако расследование показало, что непосредственно с блоком питания камеры все в порядке. Напряжение было неправильно измерено — на это указала масса иных ошибок в данных телеметрии.

По команде с Земли отвечающая за передачу телеметрии электроника телескопа была перезагружена, и после этого все передаваемые в наземный центр управления данные были корректны, а камера возобновила работу. Теперь потребуется от двух до трех суток на ее перекалибровку, и затем астрономы смогут использовать инструмент в обычном режиме.

Камера Wide Field Camera 3 была установлена на «Хаббл» во время последней сервисной миссии и сменила аналогичный инструмент прошлого поколения. Ее матрица состоит из 8 мегапикселей для видимого и 1 мегапикселя для ближнего инфракрасного излучения, при этом разрешение матрицы даже немного превосходит оптические возможности телескопа: она дает настолько четкую картинку, насколько это в принципе возможно. Несмотря на сравнительно скромное по земным меркам зеркало, вынос за пределы атмосферы позволяет «Хабблу» считаться одним из лучших телескопов мира, и недавно с его помощью, к примеру, открыли удаленный на 13 миллиардов световых лет квазар. В исследовании наиболее удаленных и потому самых тусклых объектов на небе «Хабблу» практически нет равных, и потеснить его сможет разве что «Джеймс Вебб», телескоп, который строится в качестве космической обсерватории нового поколения и запуск которого неоднократно откладывался.

В отличие от «Хаббла», у другого космического телескопа, российского «РадиоАстрона», который перестал откликаться на команды с Земли 10 января, пока все без изменений: НПО Лавочкина пытается наладить связь со спутником, но все еще безуспешно. Хотя, судя по косвенным признакам, научная аппаратура на борту «Спектра-Р» работает и с питанием оборудования проблем нет.

Алексей Тимошенко