Ученые выяснили, какие бактерии помогают пчелам переваривать пыльцу

Швейцарские микробиологи проанализировали, как представленность различных микроорганизмов в кишечнике пчел влияет на их обмен веществ и состояние здоровья.

В работе ученые анализировали пчелиный метаболом — совокупность метаболитов, конечных продуктов их обмена веществ. Для этого метаболиты, выделенные из кишечника краинских медоносных пчел (вид Apis mellifera carnic), и пыльцы, которой они питаются, анализировали при помощи масс-спектрометрометра. Затем исследователи выяснили видовой состав кишечной микрофлоры пчел и вырастили семь групп насекомых, кишечник которых заселяет только один из видов нормальной микрофлоры.

Сравнивая метаболомы различных групп подопытных пчел, ученые определили, как состав микрофлоры кишечника отражается на обмене веществ насекомых. В частности, они выяснили, что один из видов рода Lactobacillus отвечает за переваривание флавоноидов — компонентов растительной пищи, которыми богата пыльца. Еще один вид кишечных бактерий, Bifidobacterium asteroides, оказался важен для синтеза пчелиных гормонов. Это означает, что представленность кишечных бактерий влияет не только на пищеварение, но и на работу иммунной системы и поведение пчел.

Полученные результаты помогут в дальнейшем изучении того, как состав кишечной микрофлоры влияет на здоровье колонии в целом, считают авторы работы. В будущем эти данные можно будет использовать для поддержания производительности пчелиных колоний на пасеках.

Статья опубликована в журнале PLOS Biology.

Недавно китайские ученые также выяснили, что диета может влиять не только на состояние здоровья пчелы, но и на ее будущее. Питаясь маточным молочком, личинка становится маткой, а употребляя в пищу пергу — рабочей пчелой. Подробнее об этом читайте в материале «Чердака».