Птицы могут «на глаз» определить качество пищи

Биологи выяснили, что питающиеся орехами мексиканские сойки могут определить их качество, не тратя силы на разбивание скорлупы. Они просто «взвешивают» орех в клюве, тем самым оценивая его вес и потенциальный размер съедобного ядра.
Многие птицы питаются различными плодами или орехами. Эти плоды обладают скорлупой, которую птица должна разбить, прежде чем узнать, что же скрывается внутри. Ученые задались вопросом: позаботилась ли эволюция о том, чтобы живые существа не тратили силы зря, вскрывая пустые или испорченные орехи или плоды? Способны ли птицы заранее определять качество плода по каким-либо признакам, так же как человек может определить степень зрелости арбуза, сжав его руками с «полюсов»?

Группа ученых из Польши, Кореи и США под руководством Петра Яблонского из Музея и Института экологии Польской академии наук выяснила, чем руководствуются птицы, выбирая для еды тот или иной орех. В ходе эксперимента ученые аккуратно открывали скорлупу орехов, служащих пищей для мексиканской сойки, извлекали из скорлупы плод, а затем закрывали ее снова. После этого пустые орехи смешивались с обычными и предлагались птицам.

Исследователи выяснили, что сойки, прежде чем открыть орех, поднимали его в клюве и встряхивали несколько раз, как бы определяя вес. Птицам удалось не только отбраковать пустую скорлупу, но и найти орехи, в которые был вложен дополнительный груз весом в один грамм, — именно им сойки оказывали предпочтение. Орехи с меньшей массой сойки отбрасывали в сторону и не тратили силы на открывание скорлупы. Биологи собираются и дальше изучать поведение соек во время поиска и добывания пищи — исследователи предполагают, что птицы могут определять качество ореха, простукивая его клювом и ориентируясь на звук. Подробнее ознакомиться с результатами работы ученых можно в The Journal of Ornithology.