В ОИЯИ усомнились в приоритете RIKEN по открытию 113-го элемента

Физики из Объединенного института ядерных исследований в Дубне выразили сомнения в приоритете на открытие 113-го элемента японскими физиками из коллаборации институтов RIKEN.
30 декабря Международный союз чистой и прикладной химии (IUPAC) подтвердил открытие четырех новых элементов таблицы Менделеева — 113-го, 115-го, 117-го и 118-го — и утвердил научные коллективы, которые имеют приоритет в открытии и, соответственно, последующем наименовании.

Первооткрывателями 115-го и 117-го элементов были признаны коллективы Объединенного института ядерных исследований (Дубна,Россия), Ливерморской национальной лаборатории (США) и Окриджской национальной лабораторией (США), 118-го элемента — те же организации, но без участия Окриджа.

В случае 113-го элемента приоритет IUPAC отдал коллаборации институтов RIKEN.

«Реально впервые 113-й элемент (изотоп с массой 284 и временем жизни около 1 секунды) зарегистрирован в ОИЯИ в 2003 году в реакции кальция-48 с америцием-243 как дочерний продукт распада изотопа 115-го элемента с массой 288. Чуть позднее (в 2004-м) нашими коллегами из РИКЕН (Япония) группой проф. К. Морито осуществлен первый эксперимент по облучению мишени висмута-209 ускоренными ионами цинка-70, в котором был зарегистрирован изотоп 113-го элемента с массой 278 и временем жизни несколько миллисекунд», — говорится в пресс-релизе ОИЯИ, подписанным пресс-секретарем института Борисом Старченко.

Физики отмечают, что, хотя эксперимент японской группы продлился около десяти лет, зафиксировать рождение нового элемента удалось всего четыре раза.

«Наше отношение к решению по 113-му элементу будет определено только после детального изучения указанных отчетов», — говорится в заявлении физиков из Дубны.

Объединенный институт ядерных исследований — международная научно-исследовательская организация, базирующаяся в городе Дубна Московской области. ОИЯИ известен по экспериментам в области синтеза новых элементов (этим занимается научный коллектив под руководством академика Юрия Оганесяна), а также ускорительными комплексами (сейчас в Дубне строится коллайдер тяжелых ионов NICA).