Следы двух геологических эпох, когда на Марсе текли реки, обнаружили ученые

В истории Марса было как минимум две эпохи, когда на нем существовала жидкая вода, считают ученые, исследовавшие следы древнего озера в экваториальном кратере Езеро.
Озеро в кратере Езеро было обнаружено на Марсе по снимкам с зонда MRO в 2005 году. Впоследствии ученые нашли около озера следы каналов и отложения глины и других осадочных пород.

Для того чтобы исследовать их происхождение, Тим Гудж (Tim Goudge) из Брауновского университета в Провиденсе (США) и его коллеги воспользовалась камерой CTX и спектрометром CRISM на борту MRO, с помощью которых изучили отложения глины у озера и сравнили их с другими близлежащими ее месторождениями.

Они обнаружили, что глина из приозерных каналов появилась не в озере, а на ближайшем водоразделе. Это говорит о том, что минерал был перенесен в озеро водами тех рек, которые питали его.

При этом возраст отложений глины и самих каналов не совпадал, причем существенно. За это время, как показывают данные CRISM, водораздел, где сформировалась глина, уже успел покрыться свежим слоем пород, которые скрыли ее отложения везде, кроме русел рек и каналов.

Все это означает, что Марс пережил как минимум два отдельных периода, во время которых вода в жидкой форме существовала на его поверхности. Это открытие является серьезным аргументом в пользу теории о том, что океаны на поверхности Марса периодически замораживались и оттаивали в результате синхронных извержений вулканов или других форм геологической активности.

Это, в свою очередь, означает, что следы жизни, если она вообще могла существовать на Марсе, следует искать в озерах, существовавших неподалеку от жерл вулканов и рядом с вулканическими плато.

Статья с результатами исследования опубликована в журнале Journal of Geophysical Research: Planets.