JAXA подтвердило успешную детонацию бомбы на Рюгу и возникновение нового кратера. Пожалуй, важнейшая операция миссии пока что идет без каких-либо проблем

Сегодня ранним утром по московскому времени автоматическая станция «Хаябуса-2» сбросила на поверхность астероида Рюгу бомбу, а после спряталась за горизонт, чтобы уберечься от взрыва. Перед тем, как уйти, станция оставила висеть неподалеку от места взрыва камеру. Теперь на Земле получили данные с нее: на кадрах видно, что взрыв состоялся.

Цель операции SCI (Small Carry-on Impactor experiment) — получить эмпирические данные о том, как влияют на астероиды типа Рюгу (а это крайне распространенный тип астероидов С-класса) события импактного типа, т.е., например, столкновения с другими небесными телами. Кроме того, «Хаябуса-2» сможет собрать образцы более глубоких слоев астероида, которые были ей недоступны в ходе предыдущей операции по забору грунта.

Бомба была сброшена в 04:56 по московскому времени. В момент сброса «Хаябуса-2» сделала снимок, который несколько часов назад передала на Землю.

SCI в свободном падении на Рюгу
SCI в свободном падении на Рюгу

Камера, которую оставил следить за происходящим японский космический аппарат, находилась примерно в километре от взрыва. Сам по себе инструмент — аналог того, что был установлен на аппарате с солнечным парусом IKAROS, который JAXA испытывало в 2010 году. Когда команда «Хаябусы» моделировала этот этап миссии, она предсказала, что в объективе DCAM3 (Deployable Camera 3, первая и вторая, соответственно, отработали на IKAROS'е) взрыв будет выглядеть примерно так:

Модель взрыва SCI на Рюгу
Модель взрыва SCI на Рюгу

В реальности же это оказалось еще более трудноразличимым событием хотя бы потому, что поверхность Рюгу намного темнее и неровнее, чем думали ученые, когда готовились к миссии.

Бомба была сброшена в квадрат на экваторе Рюгу, в районе кратера Колобок, — это где-то в 300 метрах от локации, где станция прежде высаживала на астероид французско-немецкий спускаемый аппарат MASCOT.

Сама «Хаябуса-2» продолжит еще некоторое время оставаться на месте, давая обломкам и пыли улечься или выйти на орбиту астероида. После этого вернется к созданному ей кратеру. Решение, совершать ли вторую посадку на поверхность Рюгу, дабы собрать новые образцы грунта, будет принято к июню.

Иван Шунин