Отравление океанов углекислым газом может привести к измельчанию морской фауны

Ученые заявили, что насыщение океанской воды углекислым газом влияет на изменение размеров тела обитающих в воде животных. Исследователи не исключают, что этот процесс будет продолжаться и дальше, помогая живым организмам адаптироваться к изменяющимся условиям обитания.
Попадающие в атмосферу парниковые газы приводят к повышению ее температуры. Если же эти вещества попадают в воду, то там они вступают в реакцию с другими химическими элементами и губят живые организмы. Процесс отравления воды углекислым газом, попадающим туда из атмосферы Земли, и сопутствующее ему снижение уровня рН называется закислением океана. Процессы отравления воды углекислотой в прошлом оказывали существенное влияние на фауну Земли. Так, недавно международная группа ученых из Великобритании, Австрии и Германии заявила, что закисление океана, произошедшее около 252 млн лет назад из-за массовых извержений вулканов, запустило самую смертоносную фазу пермского вымирания, в результате которого погибло более 90% видов обитателей морей и примерно две трети наземных животных. Статья исследователей была опубликована в журнале Science.

Закисление океана оказывало на морскую фауну и другое влияние, производя так называемый «эффект лилипута» (постепенное уменьшение размеров тела обитателей океанов из-за ухудшения качества воды и содержания в ней питательных веществ). Группа исследователей, результаты работы которых были опубликованы в журнале Nature
, решили выяснить, сохраняется ли этот эффект в наши дни. Для этого ученые взяли образцы двух представителей брюхоногих моллюсков — Cyclope neritea и Nassarius corniculum, обитающих в насыщенной углекислым газом воде около итальянского острова Вулькано в Тирренском море. Результаты работы показали, что размер тела моллюсков действительно меньше, чем размеры их родственников, обитающих в более чистой воде с нормальным уровнем рН. Кроме того, организм моллюсков выработал отличные от других брюхоногих схемы потребления и выработки энергии.

Ученые утверждают, что их выводы не только подтверждают действительность «эффекта лилипута» для прошлых эпох, но и свидетельствуют о том, что он до сих пор действует. Если учесть, что, согласно отчету Всемирной метеорологической организации от 2014 года, текущая скорость повышения кислотности океана является максимальной за последние 300 тыс. лет, не исключено, что в дальнейшем представители морской фауны будут и дальше уменьшаться в размерах.