Из пыли кометы Чурюмова — Герасименко можно получить компоненты РНК

Ученые из Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана открыли путь синтеза простейших компонентов нуклеиновых кислот из соединений, найденных на комете Чурюмова — Герасименко. Это еще один шаг на пути к пониманию возникновения жизни на Земле.

Земная жизнь основана на биополимерах — белках и нуклеиновых кислотах. Биополимеры, в свою очередь, состоят из более простых компонентов — азотистых оснований и аминокислот. Ответ на вопрос, откуда они взялись, поможет лучше понять, как появилась жизнь на нашей планете.

В 2014 году зонд «Филы» опустился на поверхность кометы Чурюмова — Герасименко и собрал пыль с ее поверхности. Космическая пыль содержала 16 простых органических соединений, а также формамид и синильную кислоту.

Группа исследователей из университета Людвига-Максимилиана искала пути синтеза сложных органических соединений из тех «строительных блоков», которые нашли на комете. Ученых интересовал синтез РНК, так как эта молекула способна самовоспроизводиться и нести генетическую информацию. По имеющимся сейчас гипотезам когда-то вся генетическая информация передавалась только с помощью РНК.

Ученые нашли способ синтеза, который назвали FaPy-путем. Этот путь выглядит так: формамид присоединяется к аминопиримидину, азотсодержащему веществу, которое получается в результате реакций молекул синильной кислоты между собой. В результате получается формамидопиримидин (по названию которого и получил свое имя путь реакций), вещество, из которого получаются пуриновые основания аденин и гуанин — азотистые основания, из которых, наряду с урацилом и цитозином, состоит РНК. Пурины составляют 70% продуктов реакции.

«FaPy-путь — это синтетический путь образования важнейших биологических компонентов с высоким выходом и высокой специфичностью. Механизм FaPy может объяснить, каким образом процесс химической эволюции мог протекать до начала формирования первых клеток», — говорит Томас Карелл, химик из группы авторов исследования.

Открытие описано в журнале Science.

Формамид как важный прекурсор нуклеиновых кислот уже не раз привлекал внимание ученых, занимающихся вопросами возникновения жизни на Земле. Это вещество широко распространено во Вселенной, и под воздействием космических лучей из него могут образовываться биологически важные соединения.

Вот как об этом рассказывает директор лаборатории радиационной биологии ОИЯИ Евгений Красавин: